К-52
проект 627а «Кит», заводской номер 281
фотографии
|
фото: пла «К-52» в момент всплытия в приполюсном районе для
съемок документального фильма дата: 1967 год, май автор:
В.А. Шумаков
|
историческая
справка
1959 год 15 октября
заложена на стапеле завода № 402 в городе Северодвинске в цехе № 42.
1960 год 28 августа
спущена на воду.
1960 год с 10 сентября по 20 октября
швартовые испытания.
1960 год с 21 октября по 24 октября
заводские ходовые испытания.
1960 год 3 ноября
выход на государственные испытания.
1960 год 8 ноября
при прохождении мерной линии в Кандалакшском заливе произошла заклинка больших
кормовых горизонтальных рулей на погружение на полном ходу. Дифферент на нос
достиг 17 градусов. Командир дал команду на реверс обеим ходовым турбинам и
засекал секундомером время исполнения команды. На 11-й секунде начали падать
обороты винтов, на 17-й обеим турбинам дали контрпар, на 47-й секунде пл была
одержана в 20 метрах от грунта на глубине 340 метров, тем самым превысив
предельную глубину погружения (300 метров).Это был первый случай заклинки
горизонтальных рулей у пл на ходу.
1960 год 2 декабря
завершены государственные испытания.
1960 год с 3 декабря по 22 декабря
устранение замечаний.
1960 год 22 декабря
подписан акт приемки корабля от промышленности. Ответственный сдатчик Лысков
Николай Павлович, ведущий военный представитель КПА ГУК ВМФ инж.-кап. 2 ранга
Федоренко Илья Емельянович, командир корабля кап. 2 ранга Рыков Валентин
Павлович, председатель комиссии государственной приемки кап. 1 ранга Висящев
Анатолий Васильевич. Подлодка сдана досрочно, как этап соцсоревнования завода.
1960 год 23 декабря
торжественно поднят Военно-морской флаг.
1960 год 25 декабря
поздно вечером корабль отошел от стенки завода для следования к постоянному
месту базирования.
1960 год 27 декабря
прибыла в бухту Малая Лопатка губы Западная Лица, вошла в состав отдельной 206-й
бригады атомных подводных лодок Северного флота.
1961 год январь
в связи с переформированием 206-й бригады перечислена в 3-й дивизию 1-й флотилии
атомных подводных лодок Северного флота.
1961 год январь
сдача экипажем 1-й курсовой задачи с первого предъявления.
1961 год апрель
подледное плавание под паковым льдом между Землей Франца Иосифа и островом
Шпицберген до 84-й параллели. Старший на борту командующий КСФ Чабаненко А.Т.
1961 год с мая по июнь
автономное плавание в Атлантическом океане, участие в учениях. ПЛА досрочно была
возвращена в базу в связи с аварией на «К-19».
1962 год c 4 по 10 апреля
участие в учениях СФ «Завеса» во время которого произошел разрыв 1-го контура на
патрубке ПГ правого борта. ПЛА всплыла в шторм в надводное положение и запустила
ДГ, затем ввела в действие имеющую малую течь АЭУ левого борта и вернулась в
базу. Личный состав получил значительные дозы облучения. По возвращению
вахтенная документация была арестована, но после проверки возвращена за
исключением вахтенного журнала центрального поста. Журнал был обнаружен только в
1994 году в ЦАВМФ в городе Гатчине бывшим командиром кап. 1 ранга Рыковым В.П.,
но с фальсификацией. Записи доз облучения исправлены, в результате чего стали в
10 раз меньше.
1963 год август
завоевала приз ГК ВМФ СССР по торпедной подготовке.
1967 год c 4 по 8 мая
обеспечение киносъемок в высокоширотном районе двух фильмов о ВМФ СССР «Служу
Советскому Союзу» и «Родины верные сыны». ПЛА изображала «К-3» во время ее
похода на Cеверный полюс. Для этого на борт был взят боцман-горизонтальщик
мичман Луня М.И., который и водружал флаг на льду.
1967 год с 26 октября по 21 декабря
внеплановая боевая служба в Средиземном море в ходе которой пл в подводном
положении столкнулась с ПЛАРБ ВМС США «Мэдисон».
1968 год 28 августа по 29 октября
боевая служба в Средиземном море.
1969 год с октября по ноябрь
боевая служба, прошедшая благополучно.
1969 год с декабря по 27 декабря 1972 года
произведен ремонт с большим объемом модернизации с заменой навигационного
комплекса на НК «Сигма», гидроакустического на «Рубикон», установлена система
замера плотности воды «Береста», система СДВ связи и многое другое.
1972 год 27 декабря
ошвартовалась у пирса в Святоносском заливе на Йоканьгском рейде, прибыв к
новому месту службы и вошла в состав 17-й дивизии 11-й флотилии атомных
подводных лодок Северного флота.
1973 год с декабря по февраль 1974 года
боевая служба в Средиземном море.
1975 год с июля по сентябрь
боевая служба в Атлантическом океане.
1983 год июль
выход на боевую службу в южную часть Атлантики, но по причине засоления КПС
после прохождения Фареро-Исландского противолодочного рубежа ПЛА была возвращена
в базу. Причиной засоления стал неправильный монтаж трубопроводов системы сливов
протечек КПС в главный конденсатор при производстве текущего ремонта на СРЗ-10
резервным экипажем.
1986 год июнь (предположительно)
из-за большого объема ремонтных работ ГК ВМФ принято решение сдать пла в ОФИ.
Эта была первая пла 627а проекта, сданная в ОФИ.
1996 год весна (предположительно)
отбуксирована в СРЗ-10 для выгрузки активных зон.
1996 год с сентября по 30 января 1997 года
утилизирована на СРЗ-10 в гор. Полярном.
За время службы пл совершила
11 дальних и боевых служб, а всего с момента постройки подлодка прошла 236804
мили за 26366 ходовых часa.
командиры:
войсковая часть 13048
1. |
Рыков В.П. (07.1960 - 09.1966); |
2. |
Борисенко В.Д. (09.1966 - 11.1973); |
3. |
Гаврилов В.В. (11.1973 - 04.1978); |
4. |
Кузнецов ?.?. (04.1978 - 09.1978); |
5. |
Афонин В.И. (09.1978 - 01.1986 ?); |
6. |
Сыроежко ?.?. (09.1986 ? - ...?...); |
7. |
..?.. |
источники:
• |
Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР»,
рукопись; |
• |
Бережной С.С., Спирихин
С.А. «Надводные корабли и подводные лодки постройки завода № 402 - СМП - в
ВМФ СССР. 1944 - 1966 гг.», справочник, изд. СМП, Северодвинск, 2000 г.; |
• |
Воспоминания ветеранов
ВМФ - участников событий. |
Благодарим В. Шумакова за предоставленную подробную информацию.
Большая просьба ко всем, кто может
что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с
автором по e-mail:
atropus2000@mail.ru
|