К-8
проект 627а «Кит», заводской номер 261
фотографии
|
фото:
пла «К-8», терпящая бедствие в Бискайском заливе дата:
1970 год, 11 апреля
автор:
неизв.
предоставил:
Hans-Joachim Hiller (Германия) |
|
историческая
справка
1957 год 9 сентября
заложена на стапеле цеха № 42 судостроительного завода № 402 в гор. Молотовске
как атомная крейсерская подводная лодка.
1958 год 2 марта
зачислена в списки кораблей ВМФ.
1959 год 31 мая
спущена на воду.
1959 год с 26 июня по 16 ноября
выполнила программу швартовых испытаний.
1959 год с 16 ноября по 3 декабря
выполнила программу ходовых заводских испытаний.
1959 год 4 декабря
торжественно поднят Военно-морской флаг.
1959 год с 4 декабря по 31 декабря
выполнила программу государственных ходовых испытаний. Во время ходовых
испытаний на лодке дважды самопроизвольно отдавался кормовой аварийный буй, а
буйреп наматывался на винт.
1959 год 31 декабря
после межбазового перехода совместно с «К-14», прибыла к постоянному месту
базирования в губу Малая Лопатка.
1959 год 31 декабря
подписан приемный акт, пл вступила в строй. Председатель Государственной
комиссии кап. 1 ранга Краснов Е.А., ответственный сдатчик Нетук С.П., командир
кап. 2 ранга Шумаков В.П.
1960 год 31 августа
включена в состав 206-й обрпл СФ с базированием в губе Малая Лопатка.
1960 год 13 октября
вышла в море для похода к Северному Полюсу. На пл было укреплено ограждение
рубки, установлены вторые комплекты эхолота и эхоледомера, пульт штурмана, два
дополнительных гироазимута, самописец для обсерваций по подводным взрывам. В
Баренцевом море в 19.03 произошел разрыв парогенератора, при ликвидации аварии
13 человек переоблучились, пл вернулась в пункт базирования в
дизель-генераторном режиме.
подробнее >> Всего в течение года пл совершила 6 выходов в море, прошла
в надводном положении 1357 миль, в подводном – 3168 миль.
1961 год 1 июня
при отработке задач боевой подготовки в море образовалась течь первого контура
из парогенератора. Часть личного состава получила облучения. Впоследствии один
человек был списан на берег.
1961 год июль
перечислена в состав 3-й дпл 1-й Флпл СФ с прежним местом базирования.
1961 год 8 октября
во время выполнения учебной атаки ОБК на первенство ВМФ вновь открылась течь
первого контура из парогенератора.
1961 год
в течение года совершила 5 выходов в море, прошла в надводном положении 1512
миль, в подводном – 3171 милю.
1961 год с 11 ноября по 31 декабря 1963 года
на СРЗ «Звёздочка» в гор. Северодвинске прошла средний ремонт, экипаж временно
подчинен 339-й обрстремпл БелВМБ.
1964 год апрель
при выходе в море на отработку задач боевой подготовки от командира БЧ-5
поступил доклад, что испарительная установка не рассаливается. За несколько
часов ремонтных работ наладить работу установки не удалось, и лодка была
вынуждена прервать выход и зайти в губу Гремиха для пополнения запасов воды.
1964 год май
при переходе в доковый ремонт на СРЗ-10 в губу Пала, после прохождения
Топливного причала, лодка попала в снежный заряд. В данной обстановке ни реверс,
ни повороты помочь не могли, так как любой манёвр вёл на опасные глубины.
Разрешающая способность РЛС не позволяла брать ориентиры при прохождении узкости.
По рекомендации КБЧ-1 было принято решение обеспечить вход по данным ГАС,
работающей в активном режиме, что и было успешно выполнено.
1964 год лето
пл впервые заступила в боевое дежурство в пункте базирования.
1965 год
при выполнении торпедной стрельбы боевой торпедой по мысу Пикшуев в Мотовском
заливе, торпеда, пройдя некоторое расстояние, внезапно развернулась и пошла на
сближение с подводной лодкой. Срочным погружением и маневром по курсу, скорости
и глубине пл уклонилась от торпеды.
1966 год с августа по июль 1968 года
на СРЗ «Звёздочка» в гор. Северодвинске прошла средний ремонт с заменой
парогенераторов. Ответственный сдатчик – Куликов А.В. Тогда же на подводной
лодке демонтировали противогидролокационное покрытие в связи с его
неудовлетворительным покрытием и прекращением его производства.
1967 год (приблизительно)
перечислена в состав 17-й дпл КСФ с базированием в губе Гремиха.
1969 год
выполнила задачи первой боевой службы продолжительностью 21 сутки.
1969 год сентябрь
приняла участие в учение «Панель» в районе острова Медвежий
в группе с двумя лодками из состава 17-й дпл, в ходе которого исследовались возможности
вариантов покрытия корпусов подводных лодок.
1970 год 17 февраля
вышла в море для выполнения задач второй боевой службы под командованием кап. 2
ранга Бессонова В.Б. В течении похода пл, обогнув Скандинавский полуостров и
миновав Фареро-Исландский противолодочный рубеж, форсировала пролив Гибралтар в
Средиземном море вела слежение за американскими авианосцами CVB 41 «Midway» и
CVA 60 «Saratoga». На подходе к Гибралтару при погружении на 140 метров во
втором отсеке обнаружилась течь по периметру съёмного листа. Лодка всплыла в
надводное положение, был поджат лист, но течь не прекратилась. Командир принял
решение устранять течь после форсирования Гибралтара. Пролив пл прошла под
днищем брк «Неуловимый». Через 8 часов пл всплыла в надводное положение у
острова Албаран для замены всей резиновой прокладки съемного листа. В
Средиземном море лодка была обнаружена тремя эсминцами ВМС НАТО. Через несколько
часов преследования пл резко ушла на глубину 140 метров, изменила курс и на
полном ходу оторвалась от преследования.
1970 год 15 марта
в районе острова Капри лодка всплыла для встречи с брк «Бойкий». С борта
надводного корабля были перегружены запасы регенерации и продуктов для обратного
перехода.
1970 год 1 апреля
получено приказание на возвращение. Пролив Гибралтар форсирован в течение 6
часов под днищем брк «Бойкий».
1970 год 6 апреля
подлодка переразвернута в северо-восточную часть Атлантического океана для
участия в маневрах «Океан-70».
1970 год 8 апреля
в 22.30 на глубине 120 метров почти одновременно в рубке гидроакустиков в 3-м
отсеке и в труднодоступном месте 7-го отсека из-за короткого замыкания произошел
пожар. Увеличив ход с 10 до 16 узлов в 22.36 лодка всплыла. Очаг возгорания в
3-м отсеке был ликвидирован системой ВПЛ, но из-за сильного задымления и высокой
концентрации угарного газа личный состав 3-го отсека был выведен 4-й отсек. Очаг
пожара в 7-м отсеке был большой интенсивности из-за поступления масла системы
смазки АТГ и раскрытия регенеративных патронов В-64. Пожар тушился системой ВПЛ.
Уже через 2 минуты после начала пожара личный состав 7-го отсека был выведен в
8-й отсек. Сработала аварийная защита ядерного реактора левого борта, затем была
сброшена аварийная защита ядерного реактора правого борта. Вышла из строя вся
электроэнергетическая система, пл лишилась хода, электроэнергии и связи.
Командир дал приказание на пуск двух дизель-генераторов. Оба дизель-генератора
были пущены, но принять нагрузку на них не смогли из-за необесточивания щита
гребного электродвигателя в 7-м отсеке. Через 40 минут работы начался перегрев,
и дизель-генераторы пришлось остановить. Средства пожаротушения применялись не
эффективно. Пожар тушили методом герметизации отсеков. Через 4 мин. после
всплытия личный состав пульта ГЭУ, не занятый в управлении, был переведен в 6-й
отсек, а через 30 мин из-за высокой температуры и загазованности все
находившиеся в 6-м отсеке, включившись в ИДА-59, перешли в 4-й отсек. Тем
временем, на пульте ГЭУ остался отрезанным и погиб весь состав первой смены:
инж.-кап. 3-го ранга Хаславский В.Г., инж.-кап. л-т Чудинов А.С., ст. инж. л-ты
Шостаковский Г.В. и Чугунов Г.Н. Аварийно-спасательный люк 8-го отсека первоначально отдраить не удалось из-за
поступления воздуха в 8-й отсек. Сравнять давление воздуха в 8-м отсеке через
клапан отсоса воздуха водолазом также не удалось. Аварийные партии дважды
осматривали 3-й и 4-й отсеки, при этом потушили вновь возникшее возгорание в 3-м
отсеке в рубке гидроакустиков. В момент объявления тревоги в лазарете после
операции аппендицита находился ст. 1 статьи срочной службы Ильченко Ю. Его ИДА
находился в другом отсеке, и, спасая своего подопечного, начальник медицинской
службы капитан Соловей А.М. отдал ему свой дыхательный аппарат.
подробнее >>
1970 год 9 апреля
весь личный состав 4-го отсека выведен на мостик через 3-й отсек. Израсходовав
запас воздуха в ИДА, погибли 15 человек. В живых чудом остались четверо, в том
числе и ст. 1 статьи Ильченко Ю., который и рассказал о подвиге корабельного
врача. В 2 часа ночи был отдраен люк 8-го отсека и выведено 4 человека, вынесено
13 погибших. К 4 часам утра выведен весь личный состав кормовых отсеков, в
дальнейшем эти отсеки не осматривались, их состояние оставалось неизвестным.
Лодка лежала в дрейфе без связи, были загазованы отсеки с 3-го по 9-й. На
перекличке выяснилось, что в результате пожара погибло 30 человек. Личный состав
расположился в 1-м и 2-м отсеках, часть – на верхней палубе. Неизвестна была
судьба мичмана Посохина С. Кто-то вспомнил, что перед эвакуацией видел его в
отсеке. Тотчас отдраили верхний люк, а через несколько минут мичман
самостоятельно вышел на верх. Он один несколько часов боролся с пожаром в
горящем отсеке. В 14.15 на горизонте появилось судно. Был подан сигнал пятью
красными ракетами. Подошедший сухогруз оказался канадским «Clyvde Ore».
Приблизившись к лодке на 15 кбт, канадское судно обошло пл по дуге и,
развернувшись на прежний курс и не оказав помощи терпящей бедствие подводной
лодке, полным ходом удалилось. Для поддержания дифферента была в первый раз
продута кормовая группа ЦГБ.
1970 год 10 апреля
через 30 часов после начала аварии лодку случайно обнаружило болгарское судно «Авиор»
с советским капитаном наставником на борту. Через его радиостанцию в Варну было
передано сообщение об аварии. Из Варны сигнал об аварии был передан в Москву,
таким образом, в ГШ ВМФ стало известно об аварии. На помощь лодке были посланы:
пл «К-83» проекта 629, «Б-109», «Б-413» проекта 641, рзк «Харитон Лаптев»,
гидрографические суда «Лотлинь» и «Гирорулевой», брк «Бойкий», буксир «СБ-38» и
киллектор КИЛ-22. К 17.00 на «Авиор» была переправлена группа экипажа из 43
человек, не занятых борьбой за живучесть. В 18.30 были ещё раз продуты кормовые
балластные цистерны. Положение лодки было тяжёлым: запас ВВД был на исходе,
пополнение его не было возможности, поскольку лодка была обесточена, дифферент
на корму постоянно нарастал; погода ухудшалась, запас баллонов с кислородом для
ИДА также был израсходован.
1970 год 11 апреля
в 3 часа утра к пл подошёл теплоход «Саша Ковалёв», в 04.20 – теплоход
«Комсомолец Литвы», а чуть позже – теплоход «Касимов». К середине дня подводники
с «Авиора» перешли на «Касимов». «Комсомолец Литвы» в это время безуспешно
пытался завести буксирный конец на лодку. Мешала волна 5-6 баллов. В 19.00 это
удалось, но трос при первой попытке буксировке лопнул. К этому времени вся
кормовая надстройка лодки от 8 отсека была постоянно в воде. В 19.00 из
Североморска вышли плавбаза «Волга» с экипажем «К-5» и руководителем операции по
спасению – начальником штаба 1-й флотилии контр-адм. Михайловским А.П., и
крейсер «Мурманск» с командующим флотом на борту. В 22.10 в носовых отсеках
стало невозможно находиться – угарный газ поступал через неплотности переборок.
Еще 30 моряков были эвакуированы на «Касимов». На лодке остались 22 человека,
которые разместились в ограждении рубки. Волна проходя от кормы в нос, заливала
уже всю надстройку вплоть до 1 отсека. Дифферент составлял 3-7 градуса на корму.
1970 год 12 апреля
В 02.40 к лодке подошел рзк «Харитон Лаптев». В 06.13 второй помощник судна «Касимов»
заметил красную ракету с направления, где была лодка, и радиолокационная отметка
от «К-8» стала быстро исчезать. Через минуту раздались два сильных
гидравлических удара, свидетельствующие о гибели лодки. В 06.35 суда подошли в
точку гибели, но поднять на борт удалось лишь тело одного погибшего – командира
2-го дивизиона БЧ-5 кап. 3 ранга Рубеко В.П. Было обнаружено и тело командира пл
кап. 2 ранга Бессонова В.Б., но поднять его не удалось – тело ушло под корпус
«Харитона Лаптева». Подлодка затонула на глубине 4125 метров от потери
продольной остойчивости. Причины пожара остались неизвестны. Наиболее вероятная
причина начала аварии – короткое замыкание в кабельных трассах из-за их износа.
Наиболее вероятная причина затопления отсеков – выгорание кабельных уплотнений и
поступление воды через уплотнение дейдвудных сальников. Погибло 52 человека, из
которых 30 отравились продуктами горения и 22 – в результате затопления лодки.
На борту лодки затонуло 4 торпеды с ядерным боезапасом.
1971 год 13 февраля
исключена из состава ВМФ.
командиры:
войсковая часть 10412
1. Шумаков В.П.
(03.1956 – 1961);
2. Голубев Д.Н. (1961 – 08.1962);
3. Андросов А.П. (08.1962 – 1965);
4. Лысов В.В. (1965 – 1968);
5. Бессонов В.Б. (1968 – 04.1970).
историческая справка экипажа
источники:
• Антонов А.М.
«Первая атомная», сборник «Гангут» №7, Санкт-Петербург;
• Бережной С.С., Спирихин С.А. «Надводные корабли и подводные лодки
постройки завода № 402 - СМП - в ВМФ СССР. 1944 - 1966 гг.», справочник, изд.
СМП, Северодвинск, 2000 г.;
• Бережной С.С. «Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России», МИА №7,
Наваль коллекция, 2001 г.;
• Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
• Каширский В.А «Записки командира атомной подводной лодки»,
электронная копия издания;
• Костев Г.Г., Костев И.Г. «Неизвестный флот. Люди, факты,
проблемы», Москва, 2004 г.;
• Костев Г.Г. «Военно-морской флот страны. 1945-1995. Взлеты и
падения», 2-е издание, изд. «Глобус». Москва, 2000 г.;
• Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991
гг.», Историческое морское общество, Санкт-Петербург, 1996 г.;
• Справочник «Подводные лодки России», т. 4, ч. 1, изд. ЦКБ МТ
«Рубин», Санкт-Петербург, 1996 г.;
• Страницы сайта «Российский Подводный Флот»
http://www.submarine.id.ru;
• Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.
Большая просьба ко всем, кто может
что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с
автором по e-mail:
atropus2000@mail.ru
|