К-149, КС-149, БС-149
проект 658, 658м, заводской номер 907
фото: плаб «БС-149» на отстое в губе Ара дата: 2001 год,
август автор: А. Раубе |
|
|
|
фото:
корпус
плаб «БС-149» на отстое в губе Ара дата:
2004 год, август
автор: неизв.
предоставил: В. Костриченко |
историческая
справка
1961 год 5 февраля
зачислена в списки кораблей ВМФ.
1961 год 12 апреля
заложена в цехе № 50 на ПО «Севмашпредприятие» в гор. Северодвинске как
крейсерская подводная лодка с баллистическими ракетами.
1962 год
экипаж включен в состав 339-й бригады строящихся и ремонтирующихся подводных
лодок БелВМБ.
1962 год 20 июля
спущена на воду.
1962 год с 27 июля по 20 сентября
выполнена программа швартовых испытаний.
1962 год с 20 по 23 сентября
выполнена программа заводских ходовых испытаний.
1962 год с 24 сентября по 27 ноября
выполнена программа государственных испытаний.
1962 год 27 ноября
подписан акт о завершении государственных испытаний, пл вступила в строй.
Командир – кап. 3 ранга Громов Б.И.
1962 год 11 ноября
включена в состав 31-й дивизии 1-й флотилии подводных лодок СФ с базированием в
губе Западная Лица.
1964 год с 8 июня по 5 июля
выполнила задачи по плану учений «Ограда» в акватории Норвежского моря и
Северной Атлантики под командованием кап. 2 ранга Громова Б.И. В период
нахождения в море произошла течь парогенераторов с повышением активности в
отсеках.
1964 год ноябрь по декабрь 1965 года
прошла ремонт с модернизацией по проекту 658м на СРЗ «Звездочка» в гор. Северодвинске.
Ответственный сдатчик Никулин В.П., сдаточный механик Гончар А.П.
1965 год 15 февраля
в составе дивизии перечислена в состав 12-й эскадры подводных лодок СФ.
1965 год
экипаж пл за высокие показатели в боевой учебе был удостоен переходящего Знамени
ЦК ВЛКСМ.
1966 год
выполнила переход к новому месту базирования в губу Сайда.
1966 год 27 апреля
отнесена к проекту 658м.
1966 год по 1969 год
выполнила задачи четырех боевых служб общей продолжительностью 212 суток.
1969 год с апреля по июнь 1970 года
прошла ремонт с перезарядкой активных зон реакторов на СРЗ-10 в губе Пала.
1970 год по 1979 год
выполнила задачи семи боевых служб общей продолжительностью 282 суток.
1975 год 25 ноября
в период выполнения задач боевой службы произошла течь первого контура в системе
ГВД левого борта в необитаемом помещении при работе ППУ на мощности 18%, после
чего ППУ была выведена из действия.
1975 год 6 декабря
при нахождении пл в море произошла течь первого контура ППУ левого борта и до
возвращения в пункт базирования 25.12.1975 ППУ эксплуатировалась с отключенными
компенсаторами объема и периодической подпиткой ГВД.
1976 год май
перечислена в состав 18-й дивизии 11-й флотилии подводных лодок КСФ и
перебазирована в губу Гремиха.
1977 год 25 июля
переклассифицирована в большую атомную подводную лодку.
1977 год 21 декабря
при нахождении пл в полигоне БП произошло возгорание щита турбогенератора левого
борта, что привело к обесточению ГЭУ и нахождению пл в сложных штормовых
условиях без хода в течении 52-х часов.
1978 год 3 марта
при нахождении пл в пункте базирования произошло возгорание щита питания
электрокомпрессора №1 системы ВВД, в результате чего были повреждены 47 кабелей
на длине 1,5 метров и получил ожоги один человек.
1979 год по 1981 год
выполняла задачи боевой подготовки.
1981 год
в составе дивизии перечислена в состав 1-й флотилии подводных лодок КСФ и
перебазирована в губу Нерпичья.
1982 год 10 июня
перклассифицирована в ракето-торпедную атомную подводную лодку.
1982 год по 1984 год
выполняла задачи боевой подготовки.
1983 год
перечислена в состав 17-й дивизии 11-й флотилии подводных лодок КСФ и
перебазирована в губу Гремиха.
1984 год январь по апрель 1987 года
прошла ремонт с переоборудованием на СРЗ-10 в губе Пала. В дальнейшем
использовалась в торпедном варианте. На время ремонта экипаж находился в
оперативном подчинении 46-й отдельной бригады ремонтирующихся подводных лодок КСФ.
1987 год
перечислена в состав 7-й дивизии 9-й эскадры подводных лодок КСФ с базированием
в губе Ара.
1987 год по 1991 год
выполняла задачи боевой подготовки.
1990 год 12 марта
присвоен новый номер «КС-149».
1991 год 24 июня
поставлена в ремонт и переоборудование в испытательный стенд на СРЗ-10 в губе
Пала.
1992 год
присвоен новый номер «БС-149».
1995 год 1 ноября
исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и утилизации в
губе Ара поставлена на отстой.
1996 год
перечислена в состав 346-го дивизиона кораблей отстоя.
2002 год (приблизительно)
разделана на металл.
За время нахождения в составе
ВМФ выполнила задачи 11 боевых служб и прошла 176978 миль за 20730 ходовых
часов.
Бортовые номера: 306
(...1962..).
В некоторых источниках
ошибочно указывается название «Украинский комсомолец».
историческая справка экипажа
командиры:
войсковая часть 13127
1. Громов Б.И. (1961 –
12.1965);
2. Симаков В.Б. (12.1965 – 1968);
3. Бух Б.А. (1968 – 1969..);
• Соловьев В.В. (..?.. – 1978);
• Новиков Н.И. (1978);
• Кащенко А.А. (07.1978 – 06.1984);
• ..?..
источники:
• Бережной С.С. «Подводные
лодки России и СССР», рукопись;
• Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий;
• Бережной С.С., Спирихин С.А. «Надводные корабли и подводные лодки постройки
завода № 402 - СМП. 1942 - 2001 гг.», справочник, изд. «Правда Севера»,
Архангельск, 2004 г.;• Широкорад А.Б. «Со-ветские подводные лодки послевоенной
постройки», изд. «Арсенал пресс», Москва, 1997 г.;
Большая просьба ко всем, кто может
что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с
автором по e-mail:
atropus2000@mail.ru
|