К-45
проект 659, 659т, заводской номер 140
фотографии
фото:
плаб «К-45» в доке после столкновения с РТ «Новокачалинск» дата:
1981 год, сентябрь
предоставил: Б. Авдюхов |
|
|
историческая
справка
1958 год 22 апреля
зачислена в списки кораблей ВМФ.
1958 год 20 декабря
заложена на стапеле судостроительного завода № 199 им. Ленинского комсомола в
гор. Комсомольск-на-Амуре как головная крейсерская подводная лодка проекта 659.
1960 год 12 мая
спущена на воду.
1960 год с 1 июня по 18 сентября
выполнена программа заводских швартовных испытаний, в ходе которых АЭУ
выводилась на 60% мощности.
1960 год с 25 по 29 сентября
переведена вниз по р. Амур до зал. Чихачева в транспортном доке, после чего пл
была спущена на воду.
1960 год 2 октября
в 00.30 пл своим ходом под АЭУ прибыла в бухту Павловского на достроечную базу
завода для завершения испытаний, экипаж временно подчинен 9-й обрпл ТОФ.
Плавание в течение 48 часов осуществлялось при незаконченной регулировке систем
вентиляции, незавершенных работах с торпедным и ракетным комплексом. В течении
перехода были проверены режим полного хода и замерен диаметр циркуляции в
надводном положении, испытаны в работе и закрыты построечные удостоверения по
якорному устройству, лагу, эхолоту. В ходе работ по проверке систем и механизмов
выявлено 270 дефектов и замечаний.
1960 год с 19 ноября по 28 июня 1961 года
выполнена программа государственных ходовых испытаний. В ходе глубоководного
погружения 01.04.1961 в центральный пост и 4-й отсек произошло поступление воды,
а в системе ВВД произошел гидравлический удар. При осмотре ракетных контейнеров
обнаружено частичное затопление контейнера № 1. При выполнении ракетных стрельб
выявился недостаток конструкции газоотводов, который приводил к тому, что
маршевые двигатели на запуске глохли и ракеты падали в воду. Всего в ходе
испытаний пл выполнила 4 ракетных стрельбы 13-ю ракетами, 7 запусков оказались
неудачными. В ходе государственных испытаний за 34 ходовых дня пл прошла 3840
миль в надводном положении за 445 час., в подводном положении - 2560 миль за 223
час.
1961 год 28 июня
подписан приемный акт, пл вступила в строй. Ответственный сдатчик – Хвалин Ю.И.,
председатель госкомиссии – контр-адм. Иванов.
1962 год с мая по январь 1964 года
прошла гарантийный ремонт.
1964 год 4 ноября
включена в состав 45-й дпл 15-й Эскпл КамВФл ТОФ с базированием в бухте
Крашенинникова.
1965 год
выполнила задачи боевой службы.
1966 год
выполнила задачи боевой службы.
1966 год с декабря по 29 сентября 1970 года
на ДВЗ «Звезда» в гор. Большой Камень прошла ремонт и переоборудование в
торпедную подводную лодку.
1970 год 30 сентября
подписан приемный акт, пл вступила в строй. Ответственный сдатчик – Рыбак В.А.,
председатель госкомиссии – кап. 1 ранга Лемин.
1970 год
перечислена в состав 26-й дпл КТОФ с базированием в бухте Павловского.
1970 год 20 октября
отнесена к проекту 659т.
1972 год с мая 9 мая по июнь
совместно с «К-184» и «К-57» развернута по боевой тревоге в Тонкийском заливе
Южно-Китайского моря с целью слежения за авианосными силами США. Позже «К-45»
переразвернута в Филиппинское море.
1977 год 25 июля
переклассифицирована в большую подводную лодку.
1977 год по 1978 год
на ДВЗ «Звезда» в гор. Большой Камень прошла ремонт.
1979 год
в составе 26-й дпл перечислена в 4-ю Флпл КТОФ.
1979 год 16 декабря
при выполнении задач БП в море было обнаружено возрастание газовой активности в
носовой аппаратной выгородке до 49 ПДК. ППУ левого борта выведена из действия.
При возвращении в пункт базирования обнаружена течь 1 контура по крышке реактора
в районе гильзы СУЗ.
1981год
на СРЗ-30 в бухте Чажма выполнена перезарядка активных зон.
1981 год 10 сентября
Подводная лодка совершала переход в район боевой подготовки, на мостике
находился командир корабля. Ветер с направлением 165° (5 м/сек) и волнение моря
около 1 балла при полной ночной видимости не вызывали затруднений в управлении
субмариной. По приказу оперативного дежурного КТОФ подводная лодка легла на курс
0° и следовала со скоростью 12,5 узлов. Радиометрист доложил о трех скоплениях
рыболовных судов и командир лодки принял решение перейти на движение под
электродвигателями для облегчения маневрирования. Командир дивизии кап. 1 ранга
Самойлов Ю.М. проигнорировал это решение командира и приказал оставить прежний
режим движения. Сближаясь с группами надводных целей, подводная лодка совершила
несколько изменений курса в течение 5-6 мин. (к 05.39) На пл не были предприняты
меры безопасности, соответствующие обстановке подхода к району, стесненному в
навигационном отношении. Не была повышена боевая готовность, не функционировал
боевой информационный пост, а вахтенный офицер отправлен командиром в радиорубку
для очередного сеанса радиосвязи. Командир атомохода считал, что все
обнаруженные цели лежат в дрейфе и не предпринял никаких действий даже после
доклада радиометриста о неизменности пеленга и сокращении дистанции. Между тем,
РТ «Новокачалинск» быстро сближался с подводной лодкой. В 06.03 дистанция
составляла уже менее 5 каб. и траулер внезапно резко повернул влево. Командир пл
внезапно обнаружил красный бортовой огонь неизвестного судна и приказал
сигнальщику выстрелить красную ракету и дать серию проблесков прожектором в
сторону приближающегося судна. Команда «Лево на борт!» и «Реверс!» запоздали и в
06.05 пл столкнулась с траулером, нанеся ему таранный удар форштевнем. В борту
траулера образовалась пробоина размером 3,5х6,0 м, вскоре судно затонуло, но
никто из членов экипажа не пострадал. По результатам расследования командир
дивизии кап. 1 ранга Самойлов Ю.М. снят с должности и уволен в запас.
1981 год с 15 октября по 20 февраля 1982 года
прошла аварийный ремонт.
1983 год
перечислена в состав 28-й дпл СахФлРС КТОФ.
1983 год 1 июня
прибыла к постоянному месту базирования в бухту Постовая.
1983 год
выполнила задачи боевой службы продолжительностью 53 суток.
1984 год по 1985 год
выполнила задачи боевой службы продолжительностью 257 суток, пройдя над водой
1226 миль, под водой - 17747 миль.
1986 год
на ДВЗ «Звезда» в гор. Большой Камень прошла ремонт.
1989 год 3 мая
исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ и в бухте Постовая поставлена
на прикол.
1995 год
выполнены работы по подготовке к длительному хранению на плаву в пункте
базирования.
1999 год (приблизительно)
утилизирована на ДВЗ «Звезда» в гор. Большой Камень.
Всего с момента постройки пл
прошла 197894 мили за 24907 ходовых часа.
командиры:
войсковая часть ..?..
1. Белышев В.Г. (1958 - ..?..);
• Вереникин И.И. (26.10.1962 – 01.11.1966);
• Хайтаров В.Д. (21.11.1966 – 05.03.1968);
• Ганжа Ю.Н. (..1972..);
• Заварухин Г.М. (..1977..);
• Конев А.В. (05.01.1982 – 18.06.1984);
• ..?..
экипаж подводной лодки
историческая
справка экипажа
1958 год (приблизительно)
сформирован экипаж.
1999 год (приблизительно)
расформирован экипаж.
дополнительно:
• Фотоальбом экипажа
К-45
• Описание проекта 659
источники:
• Бережной С.С. «Подводные лодки России и
СССР», рукопись;
• Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991 г.»,
Историческое морское общество, СПб, 1996 г.;
• Рукавишников Е.Н. «Первый атомоход Тихоокеанского флота», альманах
«Тайфун» № 4 (23), СПб, 2000 г.;
• Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий;
• Страницы сайта ОАО ДВЗ «Звезда»
http://www.fes-zvezda.ru/.
Большая просьба ко всем, кто может
что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с
автором по e-mail:
atropus2000@mail.ru
|