К-141
Курск
проект 949а «Антей», заводской
номер 662
фотографии
|
носовая и рубочная эмблемы корабля, нанесены в
период строительства пл;
кадры из видеофильма киновидеолаборатории ПО «Севмашпредприятия», май 1994 года; |
|
|
носовая и рубочная эмблемы корабля, нанесены в
период строительства пл;
кадры из видеофильма киновидеолаборатории ПО «Севмашпредприятия», май 1994 года; |
|
|
командир пл кап. 1 ранга
Г. Лячин докладывает
о выполнении задач боевой службы, 19 октября 1999 года;
EPA PHOTO; |
|
|
атомный
подводный крейсер «Курск» пр. 949а в губе Оленья, апрель 2000 года;
фото С. Волкова; |
|
|
атомный
подводный крейсер «Курск» пр. 949а в губе Оленья, апрель 2000 года;
фото С. Волкова; |
|
|
последний
снимок «Курска», губа Ваенга, 11 августа 2000 года;
фотография журналиста из издательства «Военный Парад» В.
Афонина; |
историческая справка
1990 год 22 марта
заложена на стапеле цеха № 55 на ПО «Севмашпредприятие» в гор. Северодвинске как
крейсерская атомная подводная лодка с крылатыми ракетами.
1991 год 31 января
зачислена в списки кораблей ВМФ.
1991 год 18 марта
сформирован экипаж.
1991 год июль
экипаж начал обучение в УЦ ВМФ в гор. Обнинске.
1992 год 3 июня
переклассифицирована в атомный подводный крейсер с крылатыми ракетами.
1993 год 6 апреля
приказом Главнокомандующего ВМФ в честь победы на Курской дуге в 1943 году
кораблю присвоено наименование «Курск».
1993 год октябрь
после доукомплектования личным составом срочной службы экипаж прибыл на ПО «Севмашпредприятие»
для приема корабля от промышленности.
1994 год 16 мая
пл выведена из цеха в плавдок «Сухона».
1994 год мая
спущена на воду и поставлена к достроечной стенке завода.
1994 год 23 мая
начаты швартовые испытания.
1994 год 30 декабря
закончены государственные испытания, подписан приемный акт.
1994 год 20 января
торжественно поднят Андреевский флаг и гюйс, пл вошла в состав ВМФ.
1994 год январь
пл совершила переход из гор. Северодвинска к месту постоянного базирования в
губу Ара.
1994 год 1 марта
зачислена в состав 7 дивизии 1 флотилии атомных подводных лодок Северного флота
с местом базирования в губе Ара.
1997 год с декабря по февраль 1998 года
на ПО «Севмашпредприятие» прошла гарантийный ремонт с докованием в плавдоке
«Сухона».
1998 год сентябрь
выполнила программу расширенных гидроакустических испытаний в Белом море.
1999 год с августа по 19 октября
выполнила задачи боевой службы в Атлантическом океане и Средиземном море, по
итогам которой командир пл кап. 1 ранга Лячин Г.П. был представлен к званию
Героя Российской Федерации, а 72 члена экипажа - к правительственным наградам.
 .
2000 год июль
пл и экипаж начали подготовку к выполнению задач боевой службы в составе
авианосной группировки кораблей Северного, Балтийского и Черноморского флота, с
предполагаемой датой выхода - 15 октября.
2000 год 30 июля
пл приняла участие в параде кораблей Северного флота в честь Дня ВМФ на рейде
гор. Североморска.
2000 год 11 августа
после перегрузки боезапаса в губе Окольная пл вышла в полигон боевой подготовки
для участия в учениях разнородных сил флота, планом предусматривалось выполнение
ракетных и торпедных стрельб.
2000 год 12 августа
норвежской сейсмической станцией зафиксировано 2 толчка в точке с координатами:
69°38’ с.ш., 37°9’ в.д. Первый, в 11.30.42 силой 1,5 балла по шкале Рихтера, что
может быть приравнено к взрыву 100 кг тротила, второй - в 11.32.57 силой 3,5
балла по шкале Рихтера, что соответствует взрыву 1 - 2 тонн тротила. После
невыхода на связь «К-141» по флоту в 23.00 была объявлена боевая тревога.
2000 год 13 августа
в 00.55 оперативный дежурный Северного флота дал разрешение на выход
спасательного судна «Михаил Рудницкий», на борту которого находились два
подводных аппарата: «АС-32» и «АС-34». В 02.22 атомный крейсер «Петр Великий»
установил гидроакустический контакт с подводным объектом, а в 03.20
зафиксировали четкие стуки из 5 ударов продолжительностью 8 секунд. Всего в
предполагаемом месте катастрофы было обнаружено две магнитных аномалии на
расстоянии 1 морской мили друг от друга. В 10.30 командующий флотом дал
приказание глубоководной станции «АС-15» следовать в район катастрофы. В 16.20
установлен технический контакт с затонувшей подводной лодкой, и в 18.32
подводным аппаратом «АС-34» обнаруженная подводная лодка классифицирована как
«К-141». В район прибыли боевые корабли и суда обеспечения Северного флота.
2000 год 14 августа
в 14.22 уточнены координаты затонувшей пл: 69°37,075’ с.ш., 37°34,58’ в.д..
2000 год 16 августа
с 14.30 до 23.00 глубоководной станцией «АС-15» произведены осмотр и
документирование разрушений корпуса «К-141».
2000 год 19 августа
в район спасательных работ прибыло норвежское спасательное судно «Normand
Pioneer».
2000 год 20 августа
в район спасательных работ прибыло судно «Seaway Eagle» с норвежскими
водолазами-глубоководниками. В виду безуспешности многочисленных попыток присоса
к комингс-площадке аварийной пл, погружения подводных аппаратов «АС-32», «АС-34»
и «АС-36» прекращены.
2000 год 21 августа
в 07.36 управляемыми с борта судна «Seaway Eagle» подводными аппаратами открыта
верхняя крышка люка подводной лодки, а в 12.25 - нижняя, после чего началось
интенсивное выделение воздуха из 9-го отсека, продолжавшееся до 13.40. Анализ
оставшегося в 9-м отсеке воздуха показал, что содержание в нем кислорода не
превышало 7 - 8%. Юридически констатирована гибель всего экипажа и находящихся
на борту - всего 118 человек.
2000 год 22 августа
в 00.18 объявлен приказ командующего Северным флотом: «В связи с гибелью атомной
подводной лодки «Курск» 22 августа 2000 года на всех кораблях Северного флота
флаги с 08.00 приспустить. Закончить спасательные работы».
2000 год сентябрь
проведено детальное обследование корпуса пл с помощью глубоководных обитаемых
аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» с научно-исследовательского судна «Академик Мстислав
Келдыш».
2000 год с октября по ноябрь
проведено детальное обследование корпуса пл необитаемыми подводными аппаратами и
водолазами норвежской компании Halliburton AS с судна «Regalia».
2001 год октябрь
силами Северного флота совместно с голландскими компаниями Mammoet Transport
Antilles N.V. и Smit International, при при техническом сопровождении ЦКБ МТ
«Рубин» выполнены подготовительные работы по подъему и непосредственно подъем
корпуса пл. В операции принимали участие: баржа «Giant 4» с установленной на ней
подъемной грузонесущей системой, баржа «Carrier» с оборудованием для отрезки
первого отсека, водолазное судно «Mayo», морские буксиры «Smit Wijs», «Атрек» и
«Havila Charmer», рейдовые буксиры Северного флота, понтоны дополнительной
плавучести компании Mammoet, специально изготовленные на ПО «Севмаш» для
операции докования. плавучий док «ПД-50», плавучие краны «Палтус» и «ПК-7500»,
спасательный буксир «Алтай». Кроме этого, подъемную операцию обеспечивали
корабли охранения, гидрометеорологической службы, радиационного контроля,
авиация, вспомогательные суда и плавсредства Северного флота, всего в составе
ЭОН было задействовано ок. 3000 человек, 12 боевых кораблей, 16 судов
обеспечения, 8 вертолетов. Боевое дежурство по охране района нес атомный крейсер
«Петр Великий».
2001 год 10 октября
вечером на место проведения операции докования прибыла баржа «Giant 4» с
корпусом пл.
2001 год с 21 по 23 октября
была произведена операция докования судоподъемной системы в плавучий док «ПД-50»
на СРЗ-82 в пос. Росляково Мурманской области, и после вывода из дока баржи и
понтонов операция по подъему «К-141» была завершена.
2002 год апрель
после завершения следственных мероприятий и подготовки корпуса пл к
транспортировке, выполнена перегрузка корпуса из «ПД-50» в плавдок «Паллада»,
который был отбуксирован в губу Оленья для выгрузки боезапаса, ядерного топлива
и разделки корпуса на металл на ФГУП ПО СРЗ «Нерпа».
За время нахождения в
составе ВМФ пл выполнила задачи одной боевой службы. За мужество и героизм,
проявленные при исполнении воинского долга командир пл кап. 1 ранга Лячин Г.П.
был удостоен звания Героя Российской Федерации (посмертно).
командиры:
войсковая часть ...?...
1. |
Рожков В.Н (1991 - 1996); |
2. |
Лячин Г.П. (1996 -
08.2000). |
|
|
источники:
• |
Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР»,
рукопись; |
• |
Шигин В.А. «Последний
поход». Использованы страницы сайта журнала «Вокруг света»
http://www.vokrugsveta.ru/; |
• |
Воспоминания ветеранов ВМФ -
участников событий; |
• |
Страницы сайта ЦКБ МТ
«Рубин»
http://www.ckb-rubin.ru/; |
Большая просьба ко всем, кто может
что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с
автором по e-mail:
atropus2000@mail.ru
|