С-150, УТС-577
проект 613, 613в, заводской номер 816/401


фотографии

фото: «УТС-577» в бухте Улисс
дата: 2010 год, июль
автор: И. Курганов


историческая справка


1951 год 13 ноября
зачислена в списки кораблей ВМФ.

1952 год 16 июня
заложена на эллинге судостроительного завода № 112 «Красное Сормово» им. А.А. Жданова в гор. Горьком как средняя подводная лодка.

1952 год 5 ноября
спущена на воду.

1953 год весна
переведена вниз по Волге и Каспию в гор. Баку для прохождения сдаточных испытаний.

1953 год 25 сентября
вступила в строй.

1953 год 29 сентября
временно включена в состав ККФ.

1954 год 23 апреля
перечислена в состав 96-й бригады 33-й дивизии подводных лодок СФ.

1954 год май
переведена по внутренним водным системам из гор. Баку в гор. Северодвинск.

1954 год
прибыла к постоянному месту базирования в Екатерининскую гавань.

1954 год с 10 июля по 14 сентября 1954 года
в составе ЭОН-64 совершила трансарктический межфлотский переход по трассе Севморпути из Екатерининской гавани на Дальний Восток.

1954 год 29 октября
перечислена в состав 126-й бригады подводных лодок ТОФ с базированием в бухте Владимира.

1964 год лето
после переоборудована для испытаний перспективного ГАК и выполнила программу обеспечения НИОКР совместно с пл «Б-68» проекта 611рэ. Во время одного из выходов в море при уклонении погружением от самолета базовой патрульной авиации провалилась на глубину 190 метров из-за ошибки матроса-дублера трюмного, который ошибочно заполнил уравнительную цистерну, создав отрицательную плавучесть. В другой выход в море со старшим на борту командиром 126-й бригады кап. 1 ранга Примаченко А.П. в р-не мыса Басаргина в полигоне № 024 при выполнении опытной торпедной стрельбы по «Б-68» обнаружила шумы подводной лодки. При использовании в активном режиме ГАС с дистанции 9 каб. неизвестная подводная лодка уклонилась.

1965 год лето
временно перебазирована в бухту Тарья на два месяца для продолжения испытаний ГАК и НИОКР совместно с «Б-68» проекта 611рэ. В период нахождения на Камчатке приняла участие в состязании на звание «Лучшая по электромеханической подготовке и по борьбе за живучесть подводная лодка ТОФ». При возвращении в пункт базирования в Охотском море в надводном положении была атакована касаткой, которая на большой скорости ударила лодку и оставила вмятину по правому борту перед ограждением рубки.

1965 год сентябрь
завоевала приз ГК ВМФ по торпедной подготовке по результатам успешно атаки ОБК на ходу 27-28 узлов в составе крейсера проекта 68бис и в охранении трех скр проекта 159 и трех эскадренных миноносцев проекта 57. Атака выполнена четырехторпедным залпом, две торпеды прошли под главной целью – одна под первой орудийной башней, вторая – под второй трубой.

1965 год 2 декабря
в полигоне БП при выполнении задач охранения района ракетной позиции у берегов Приморья вышел из строя и заклинил в переложенном положении вертикальный руль. Было принято решение возвращаться в пункт базирования задним ходом. По замерам ход составлял 2,5-3 узла. Оперативным дежурным флота в помощь пл был направлен «СБ-12», шедший во Владивосток в ремонт, который взял пл на буксир за якорную цепь. В связи с запланированными учениями ОД приказал зайти в залив Рында и встать на якорь. Но через 2 часа вновь был получен приказ продолжить буксировку, не смотря на разыгравшийся шторм с силой ветра до 20-25 м/сек. Через некоторое время лопнуло звено цепи и буксир выбрал на буксирном конце якорь и часть якорь-цепи. При повторной постановке на буксир вновь произошел обрыв буксира. На следующие сутки к группе подошел брк «Гордый» под флагом командира 26-й дивизии надводных кораблей кап. 1 ранга Корбан В.Я. От КП флота было получено приказание снова встать на буксир. Для этого корабли перешли ближе к берегу в бухту Лафулэ, и брк зашел с наветренной стороны вплотную к подводной лодке и подал огон 47-мм буксирного троса, который завели за рубку лодки. При отходе от брк лодка получила несколько сильных ударов корпусом корабля. Но при попытке дать ход на палубе брк не удержали буксирный трос и он ушел в воду, оставшись одним концом закрепленным за рубку лодки. В результате на пл, кроме заклиненного руля, были получены повреждения: свернут форштевень, потеряли герметичность ЦГБ по правому борту, оборваны все леерные стойки и леерная антенна. Брк получил 152 малоразмерных пробоин корпуса ниже ватерлинии и повредил левый винт. На следующий день шторм стих до полного штиля, из залива Владимира прибыл буксир и отбуксировал поврежденную лодку в пункт базирования. подробнее >>

1966 год март
поставлена в док «Дальзавода» в гор. Владивостоке для проведения аварийного ремонта.

1967 год
переведена для продолжения ремонта в бухту Диомид, где с пл был демонтирован перископ и передан на другую пл, которая на кануне выхода на боевую службу допустила столкновение с судном физических полей при прохождении замеров на перископной глубине.

1967 год с 27 июля по 31 августа
на заводе «Дальзавод» в гор. Владивостоке завершила ремонт и модернизацию по проекту 613в.

1970 год (приблизительно)
перечислена в состав 4-й бригады строящихся и ремонтирующихся подводных лодок КТОФ с базированием в бухте Золотой Рог.

1980 год 22 февраля
выведена из боевого состава, переформирована и на СРЗ № 92 перестроена в УТС, после чего в бухте Павловского поставлена на прикол.

1980 год 14 августа
присвоен новый номер «УТС-577».

2001 год декабрь
отбуксирована из бухты Павловского в бухту Улисс и перечислена в состав 19-й бригады 6-й эскадры подводных лодок ТОФ.

2009 год 15 декабря
расформирован экипаж, введен гражданский штат, капитан – Лубский П.П.


командиры:
войсковая часть ..?..

 

1. ..?..
• Луцкий А.Н. (1964 ВрИД, 10.1964 – 05.1966);
• ..?..

командиры УТС:
 

1. ..?..
• ..?..
• Лубский П.П. (..?.. – по н.вр.).


дополнительно:

 

Луцкий А.Н. Воспоминания.


источники:

 

• Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
• Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991 г.», Историческое морское общество, СПб, 1996 г.;
• Воспоминания ветеранов ВМФ – участников событий.


Благодарим П. Лубского за предоставленные уточнения.
Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: atropus2000@mail.ru


главная | справочник | гостевая
main | directory | the guest book


© 2007 - 2010 Составитель Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2007 - 2010 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


© 2000 сайт «Русский Подплав» www.submarines.narod.ru

  Rambler's Top100   HotLog   Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!

Реклама

Сайт управляется системой uCoz