С-150, УТС-577
проект 613, 613в, заводской номер 816/401
фотографии
|
фото:
«УТС-577» в бухте Улисс дата:
2010 год, июль
автор:
И. Курганов
|
историческая
справка
1951 год 13 ноября
зачислена в списки кораблей ВМФ.
1952 год 16 июня
заложена на эллинге судостроительного завода № 112 «Красное Сормово» им. А.А.
Жданова в гор. Горьком как средняя подводная лодка.
1952 год 5 ноября
спущена на воду.
1953 год весна
переведена вниз по Волге и Каспию в гор. Баку для прохождения сдаточных
испытаний.
1953 год 25 сентября
вступила в строй.
1953 год 29 сентября
временно включена в состав ККФ.
1954 год 23 апреля
перечислена в состав 96-й бригады 33-й дивизии подводных лодок СФ.
1954 год май
переведена по внутренним водным системам из гор. Баку в гор. Северодвинск.
1954 год
прибыла к постоянному месту базирования в Екатерининскую гавань.
1954 год с 10 июля по 14 сентября 1954 года
в составе ЭОН-64 совершила трансарктический межфлотский переход по трассе
Севморпути из Екатерининской гавани на Дальний Восток.
1954 год 29 октября
перечислена в состав 126-й бригады подводных лодок ТОФ с базированием в бухте
Владимира.
1964 год лето
после переоборудована для испытаний перспективного ГАК и выполнила программу
обеспечения НИОКР совместно с пл «Б-68» проекта 611рэ. Во время одного из
выходов в море при уклонении погружением от самолета базовой патрульной авиации
провалилась на глубину 190 метров из-за ошибки матроса-дублера трюмного, который
ошибочно заполнил уравнительную цистерну, создав отрицательную плавучесть. В
другой выход в море со старшим на борту командиром 126-й бригады кап. 1 ранга
Примаченко А.П. в р-не мыса Басаргина в полигоне № 024 при выполнении опытной
торпедной стрельбы по «Б-68» обнаружила шумы подводной лодки. При использовании
в активном режиме ГАС с дистанции 9 каб. неизвестная подводная лодка уклонилась.
1965 год лето
временно перебазирована в бухту Тарья на два месяца для продолжения испытаний
ГАК и НИОКР совместно с «Б-68» проекта 611рэ. В период нахождения на Камчатке
приняла участие в состязании на звание «Лучшая по электромеханической подготовке
и по борьбе за живучесть подводная лодка ТОФ». При возвращении в пункт
базирования в Охотском море в надводном положении была атакована касаткой,
которая на большой скорости ударила лодку и оставила вмятину по правому борту
перед ограждением рубки.
1965 год сентябрь
завоевала приз ГК ВМФ по торпедной подготовке по результатам успешно атаки ОБК
на ходу 27-28 узлов в составе крейсера проекта 68бис и в охранении трех скр
проекта 159 и трех эскадренных миноносцев проекта 57. Атака выполнена
четырехторпедным залпом, две торпеды прошли под главной целью – одна под первой
орудийной башней, вторая – под второй трубой.
1965 год 2 декабря
в полигоне БП при выполнении задач охранения района ракетной позиции у берегов
Приморья вышел из строя и заклинил в переложенном положении вертикальный руль.
Было принято решение возвращаться в пункт базирования задним ходом. По замерам
ход составлял 2,5-3 узла. Оперативным дежурным флота в помощь пл был направлен
«СБ-12», шедший во Владивосток в ремонт, который взял пл на буксир за якорную
цепь. В связи с запланированными учениями ОД приказал зайти в залив Рында и
встать на якорь. Но через 2 часа вновь был получен приказ продолжить буксировку,
не смотря на разыгравшийся шторм с силой ветра до 20-25 м/сек. Через некоторое
время лопнуло звено цепи и буксир выбрал на буксирном конце якорь и часть
якорь-цепи. При повторной постановке на буксир вновь произошел обрыв буксира. На
следующие сутки к группе подошел брк «Гордый» под флагом командира 26-й дивизии
надводных кораблей кап. 1 ранга Корбан В.Я. От КП флота было получено приказание
снова встать на буксир. Для этого корабли перешли ближе к берегу в бухту Лафулэ,
и брк зашел с наветренной стороны вплотную к подводной лодке и подал огон 47-мм
буксирного троса, который завели за рубку лодки. При отходе от брк лодка
получила несколько сильных ударов корпусом корабля. Но при попытке дать ход на
палубе брк не удержали буксирный трос и он ушел в воду, оставшись одним концом
закрепленным за рубку лодки. В результате на пл, кроме заклиненного руля, были
получены повреждения: свернут форштевень, потеряли герметичность ЦГБ по правому
борту, оборваны все леерные стойки и леерная антенна. Брк получил 152
малоразмерных пробоин корпуса ниже ватерлинии и повредил левый винт. На
следующий день шторм стих до полного штиля, из залива Владимира прибыл буксир и
отбуксировал поврежденную лодку в пункт базирования.
подробнее >>
1966 год март
поставлена в док «Дальзавода» в гор. Владивостоке для проведения аварийного
ремонта.
1967 год
переведена для продолжения ремонта в бухту Диомид, где с пл был демонтирован
перископ и передан на другую пл, которая на кануне выхода на боевую службу
допустила столкновение с судном физических полей при прохождении замеров на
перископной глубине.
1967 год с 27 июля по 31 августа
на заводе «Дальзавод» в гор. Владивостоке завершила ремонт и модернизацию по
проекту 613в.
1970 год (приблизительно)
перечислена в состав 4-й бригады строящихся и ремонтирующихся подводных лодок
КТОФ с базированием в бухте Золотой Рог.
1980 год 22 февраля
выведена из боевого состава, переформирована и на СРЗ № 92 перестроена в УТС,
после чего в бухте Павловского поставлена на прикол.
1980 год 14 августа
присвоен новый номер «УТС-577».
2001 год декабрь
отбуксирована из бухты Павловского в бухту Улисс и перечислена в состав 19-й
бригады 6-й эскадры подводных лодок ТОФ.
2009 год 15 декабря
расформирован экипаж, введен гражданский штат, капитан – Лубский П.П.
командиры:
войсковая часть ..?..
1. ..?..
• Луцкий А.Н. (1964 ВрИД, 10.1964 – 05.1966);
• ..?..
командиры УТС:
1. ..?..
• ..?..
• Лубский П.П. (..?.. – по н.вр.).
дополнительно:
•
Луцкий А.Н. Воспоминания.
источники:
• Бережной С.С. «Подводные
лодки России и СССР», рукопись;
• Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991 г.»,
Историческое морское общество, СПб, 1996 г.;
• Воспоминания ветеранов ВМФ – участников событий.
Благодарим П. Лубского за
предоставленные уточнения.
Большая просьба ко всем, кто может
что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с
автором по e-mail:
atropus2000@mail.ru
|