С-270, ПЗС-37, РЗС-437, УТС-317
проект 613, 613ш, заводской номер 711
фотографии
|
фото:
корпус «УТС-317» на разделке в Екатерининской гавани. дата:
2007 год, июль
предоставил: И. Курганов |
историческая
справка
1954 год 16 июля
зачислена в списки кораблей ВМФ.
1954 год 14 сентября
заложена на эллинге судостроительного завода № 112 «Красное Сормово» им. А.А.
Жданова в гор. Горьком как средняя подводная лодка.
1955 год 9 февраля
спущена на воду, временно подчинена 104-й бригаде строящихся подводных лодок.
1955 год май
переведена по внутренним водным системам на достроечную базу в гор. Северодвинск
для прохождения сдаточных испытаний.
1955 год 30 июля
перечислена в состав 339-й бригады учебных и строящихся подводных лодок СФ.
1955 год 27 августа
вступила в строй.
1955 год 29 июня
прибыла к новому месту базирования в Святоносский залив.
1955 год 6 сентября
включена в состав 14-й отдельной бригады подводных лодок СФ.
1961 год 4 июля
приняла участие в учениях «Полярный круг» в качестве лодки завесы. При очередном
всплытии было перехвачено РДО с аварийной «К-19» с просьбой оказать помощь. По
решению командира пл самостоятельно вышла из завесы и в надводном положении
пошла на сближение с аварийной пл. Обнаружив «К-19» в ожидаемой точке,
сблизилась с ней. По просьбе командира «К-19» по отваленным горизонтальным рулям
на борт «С-270» были перенесены на носилках тяжелобольные л-т Борис Корчилов,
гл.ст. Борис Рыжков и ст. 1-й ст. Юрий Ордочкин. Еще 8 человек перешли
самостоятельно. Все переоблученные были размещены в 1-м отсеке. Попытка взять
аварийную пл на буксир не увенчалась успехом, поскольку буксир рвало на волне.
Совместным решением командиров были приготовлены торпеды на случай необходимости
затопления «К-19» при приближении иностранных кораблей. К 3-м часам ночи
следующих суток с ФКП пришел приказ снимать личный состав «К-19» на борт «С-270»
и «С-159» . Помимо ранее принятых на борт перешло еще 68 человек. Также на пл
была доставлена секретная документация. Обе пл полным ходом направились в пункт
базирования. На исходе третьих суток была предпринята попытка передать личный
состав на подошедшие эсминцы. По причине сильного волнения было высажено только
30 человек. Тяжелобольных передать не было никакой возможности. Кроме того, при
соприкосновении с бортом ЭМ «Бывалый» пл получила повреждения ЦГБ левого борта.
В р-не мыса Нордкин были встречены эскадренные миноносцы проекта 30-бис. С целью
передачи оставшихся 49 человек на спокойной воде лодки и ЭМ зашли в один из
фьордов. После передачи личного состава отсеки пл были продезактивированы. При
прибытии в Екатерининскую гавань доставленные секретные документы ввиду их
сильной загрязненности были уничтожены. Личный состав пл «С-270» и «С-159» после
дезактивации размещен на плавбазе «Пинега».
1964 год 28 февраля
перечислена в состав КБФ.
1964 год весна
переведена по внутренним водным системам из Белого в Балтийское море.
1964 год с 15 сентября по 10 марта 1966 года
прошла средний ремонт с переоборудованием по проекту 613ш на Балтийском
судостроительном заводе №.189 им. С. Орджоникидзе в гор. Ленинграде.
1966 год 28 февраля
перечислена в состав КСФ.
1966 год
в объеме программы заводских ходовых испытаний испытывала специальные
приспособления и подледный бур, пробурив в общей сложности 2 метра льда.
1966 год 10 августа
перечислена в состав 17-й дивизии подводных лодок КСФ и перебазирована в
Святоносский залив. В последующем выполнила программу подледных испытаний,
пробурив в общей сложности 3 метра льда.
1969 год 6 января
переклассифицирована в опытовую пл.
1971 год 22 июня
выведена из боевого состава, переформирована и переклассифицирована в ПЗС.
1971 год 15 июля
присвоен новый номер «ПЗС-37».
1977 год 7 октября
переклассифицирована в РЗС и присвоен новый номер «РЗС-437».
1979 год 24 апреля
перестроена и переклассифицирована в УТС, присвоен новый номер «УТС-317» и в
Екатерининской гавани поставлена на прикол.
2007 год по 2008 год
выведена из эксплуатации и разделана на металл.
командиры:
войсковая часть ..?..
1. ...?...
• Свербилов Ж.М. (..1961..).
дополнительно:
Свербилов Ж.М. ЧП,
которого не было.
источники:
• Бережной С.С. «Подводные
лодки России и СССР», рукопись;
• Свербилов Ж.М. «ЧП, которого не было», журнал «Звезда» № 3 (стр. 112), 1991
г.;
• Воспоминания ветеранов ВМФ – участников событий.
Большая просьба ко всем, кто может
что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с
автором по e-mail:
atropus2000@mail.ru
|