С-43
проект 613, 613с, заводской номер 802
|
фото: плс «С-43» у пирса в Феодосийском порту, на заднем плане «С-72»
с опытным стендом для испытания крылатых ракет с подводным стартом дата: 1970
год автор:
В. Богомаз предоставил:
В. Жидков |
|
|
фото: плс «С-43» у пирса в Феодосийском порту дата: 1972
год, апрель (приблизительно) автор:
Н. Сяткин предоставил:
В. Жидков |
|
историческая
справка
1949 год 26 ноября
зачислена в списки кораблей ВМФ.
1950 год 27 июня
заложена на эллинге судостроительного завода № 112 «Красное Сормово» им. А.А.
Жданова в гор. Горьком как средняя подводная лодка.
1950 год 31 декабря
спущена на воду, экипаж временно подчинен 101-й обрстремпл ВМФ.
1951 год лето
переведена по внутренним водным системам в гор. Северодвинск для прохождения
сдаточных испытаний.
1952 год 29 декабрь
вступила в строй.
1953 год 10 января
включена в состав 96-й брпл 33-й дпл СФ с базированием в Екатерининской гавани.
1954 год
перечислена в состав КБФ.
1954 год
перечислена в состав ЧФ.
1959 год с 7 сентября по 1960 год
на судостроительном заводе № 112 «Красное Сормово» им. А.А. Жданова в гор.
Горьком прошла ремонт и модернизацию по проекту 613с под опытовую спасательную
подводную лодку для испытания аварийно-спасательных устройств. На лодке были
установлены: комбинированное спасательное устройство (КСУ) многоразового
действия на 2-х человек, разведывательное спасательное устройство (РСУ),
спасательный люк, шлюзовая камера на поперечной переборке, штоковое палубное
устройство (ШУ-200), комингс-площадка, шлюзовая камера. Опытное комбинированное
спасательное устройство состояло из вертикальной шлюзовой шахты диаметром 1200
мм, врезанного в переборку прочного корпуса между 1 и 2 отсеками по
диаметральной плоскости и снабженной сверху на уровне палубы надстройки крышкой
диаметром 1200 мм и на ней второй крышкой диаметром 650 мм. В шахте размещена
всплывающая камера на одного человека, под которой расположена грузовая лебедка,
трос от которой крепился за нижнее днище камеры. КСУ может быть использовано и
для спасения традиционным «мокрым» способом, но буйрепу, без выпуска всплывающей
камеры, что и определило название устройства комбинированным. Опытное РСУ
конструктивно отличается от КСУ. Шлюзовая камера РСУ расположена над крышкой
входного люка 3 отсека прочного корпуса пл и поднимается выше надстройки, для
ведения наблюдений РСУ снабжалось перископом.
1961 год
выполнила программу испытаний, которые подтвердили эффективность спасательных
устройств. Испытания опытных конструкций в море с выпуском КСУ и РСУ по 14 раз
из пл, лежащей на грунте на глубине до 40 метров подтвердило их
работоспособность и надежность для целей спасения. Выполнение разведывательных
функций с использованием перископа оказалось невозможным из-за неуправляемого
вращения камеры на тросе.
1961 год
перечислена в состав 212-й брпл 12-й Эскпл СФ с базированием в губе Сайда.
1962 год 15 декабря
перечислена в состав 153-й брпл 21-й дпл ЧФ с базированием в Южной бухте гор.
Севастополя.
1962 год с 15 декабря по 25 августа 1965 года
на «Севморзаводе» им. С. Орджоникидзе в гор. Севастополе прошла дооборудование
для испытаний новых аварийно-спасательных устройств, в том числе всплывающей
камеры для атомных пл.
1967 год 30 марта
перечислена в состав 381-го днпл 14-й дпл КЧФ с базированием в гор. Феодосии.
1970 год с февраля (приблизительно) по июль
при переходе в сильный шторм из порта гор. Поти получила повреждения легкого
корпуса, для устранения которых потребовался ремонт с докованием на «Севморзаводе»
им. С. Орджоникидзе в гор. Севастополе.
1970 год 1 ноября
перечислена в состав 27-й брпл 14-й дпл КЧФ с базированием в гор. Феодосии.
1973 год 25 октября
исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации.
1974 год
на Севастопольской базе «Главвторчермета» в пос. Инкерман разделана на металл.
Бортовые номера: 268
(..1963..), 221 (..1971), 219 (1971..).
командиры:
войсковая часть 27204
1. Орлов Ю. (..?..);
• Лапотников О.П. (..1970 – 1973).
историческая справка экипажа
дополнительно:
•
Описание проекта 613.
источники:
• Бережной С.С. «Подводные лодки
России и СССР», рукопись;
• Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991 г.»,
Историческое морское общество, СПб, 1996 г.;
• Захар В.Р., Ничик Ю.М., «Подводные силы Черноморского флота», изд. «Таврида»,
Симферополь, 2004 г.;
• Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.
Благодарим В. Жидкова за
предоставленные дополнения.
Большая просьба ко всем, кто может
что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с
автором по e-mail:
atropus2000@mail.ru
|