памяти экипажа

К-141 «Курск»

 

Пресс-служба ВМФ сообщает, что при проведении плановых учений Северного флота в установленное время не вышла на связь многоцелевая атомная подводная лодка "Курск". В результате оперативно принятых мер удалось в кратчайшие сроки точно установить место нахождения аварийной АПЛ: широта 69°36' 59,6" северной, долгота 37° 34' 28,7" восточной и приступить к спасательной операции под руководством командующего Северным флотом адмирала Вячеслава Попова. К сожалению, многодневная спасательная операция с последующим привлечением спасателей Норвегии и Великобритании не позволила спасти экипаж АПЛ «Курск», так как подводная лодка получила повреждения, не позволяющие использовать собственные средства спасения и крайне затрудняющие использование средств спасательных судов ВМФ. 

Результаты спасательных работ позволили сделать вывод, что весь экипаж АПЛ «Курск» погиб. Но, несмотря на это, Главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов приказал проводить операцию до тех пор, пока тело последнего моряка не будет извлечено из отсеков подводной лодки 

 

Родным и близким военнослужащих, погибших на атомном подводном крейсере «Курск»

Дорогие родители, жены, сыновья, дочери, братья, сестры, невесты! 
Дорогие друзья военных моряков атомохода «Курск»! 

От имени Министерства обороны Российской Федерации, всех воинов Вооруженных Сил России выражаю глубокие соболезнования родным и близким моряков, чья жизнь трагически оборвалась в результате катастрофы на борту атомной подводной лодки «Курск». Погиб лучший экипаж российского атомного подводного флота, ушли из жизни 118 мужественных парней. 

Они были прекрасными мужьями, сыновьями, отцами и братьями, любили вас, любили жизнь и каждый раз, уходя в море, обещали вернуться. Они любили свою профессию, гордились ею, глубоко осознавая, какое значение для обороны страны, защиты национальных интересов России имеет их суровая, опасная, по-настоящему мужская работа. 

Экипаж «Курска» встретил смерть, как встречают ее подводники: на своих боевых постах, в боевом корабле, упокоившем их на морском дне. 

Для всех нас это тяжелая и невосполнимая утрата. Незаживающей раной она останется на сердце каждого. Все воины Вооруженных Сил Российской Федерации скорбят вместе с вами. Это горе - наше общее. 

Мы не смогли их уберечь. Простите нас. Руководство Министерства обороны сделает все возможное для оказания помощи семьям подводников, чтобы у вас, ваших детей было достойное будущее. 

Светлая память о героическом экипаже атомного подводного крейсера «Курск» навсегда останется в наших сердцах, будет служить для всего личного состава армии и флота образцом мужества, верности воинскому долгу и военной присяге. 

Министр обороны РФ
Маршал Российской Федерации И. Сергеев
22 августа 2000 г.
 

Обращение личного состава Военно-Морского Флота

Уважаемые соотечественники!
Дорогие родные и близкие моряков экипажа атомной подводной лодки «Курск»! 

12 августа 2000 года в Баренцевом море потерпел тяжелую катастрофу атомный ракетный подводный крейсер «Курск» Северного флота. Погиб лучший экипаж атомного подводного флота России. В морской пучине при выполнении боевого приказа мужественно встретили свою смерть наши сослуживцы, боевые друзья, однокашники, красивые молодые люди - достойные сыны Отечества. 

Верные законам морского братства военные моряки России, Норвегии и Великобритании пытались сделать все возможное для спасения своих товарищей. Однако особая тяжесть полученных подводной лодкой повреждений не позволила нам вырвать их из плена морской стихии. 

Велика наша скорбь. Тяжела утрата. Неизмеримые боль и горе пришли в семьи, к родным и близким подводников «Курска». Не вернутся больше в дома заполярного гарнизона любимые мужья и отцы, не обнимут у родной калитки отца и мать заботливые сыновья, не дадут доброго совета надежные и родные братья, горечь последнего поцелуя навсегда останется на губах невест. Мужайтесь, наши родные. В эти трагические и скорбные дни мы с вами. 

Пришедшая беда всколыхнула и объединила россиян. Люди различных национальностей, вероисповедания, социальной принадлежности восприняли гибель подводной лодки как личную трагедию, общее горе своего Отечества. Тысячи телеграмм, писем, телефонных звонков со словами поддержки идут в наш адрес. Простые граждане, общественные организации, предприятия различных форм собственности, представители религиозных конфессий, государственные и местные органы власти, наши соотечественники за рубежом оказывают флоту, семьям подводников «Курска» искреннюю моральную и материальную помощь. Сердечное спасибо и низкий поклон вам, дорогие товарищи и друзья. 

Личный состав Военно-Морского Флота ясно понимает свою высочайшую ответственность за укрепление обороноспособности России. Гибель наших товарищей стала для нас ярким примером самоотверженного служения Отечеству в трудные для него времена. В каждом большом и малом деле, на вахте, в морских глубинах, в воздухе, на учебных полигонах или в огне борьбы с террористами дыхание и стук сердец погибших подводников будут делать наши руки еще крепче, мысли целеустремленнее, чувства обостреннее, действия мужественнее. 

Личный состав Военно-Морского Флота России.
 

Обращение  Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в связи с гибелью экипажа АПЛ «Курск»

Дорогие братья и сестры!

Боль и скорбь переполняют в эти дни сердца миллионов людей - мы потеряли лучший экипаж подводной лодки «Курск». Нет таких слов, которые могли бы выразить глубину наших скорбных чувств. Нет таких слов, которые могли бы утешить родных и близких погибших. Трагедия наших моряков-подводников стала горем для всей страны. 

Проходивший в Москве Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, как только узнал об этой беде, прервал свою работу и вознес молитвы о спасении людей, пребывающих в подводном плену. Мы верили и надеялись на благополучный исход. Но как выяснилось позже, катастрофа унесла жизни многих моряков в первые же минуты и часы трагедии. Молиться о здравии было уже поздно. Всю прошедшую неделю мы не теряли надежды на спасение хотя бы части экипажа - и этому не суждено было сбыться. Но я твердо верю, что Господь услышал нашу молитву, что Он облегчил страдания погибших. Ныне Церковь молится о упокоении героев-подводников, веря, что Господь примет их в небесные обители и воздаст им за их великий подвиг. 

На встрече с Президентом Российской Федерации я видел, как тяжело переживает эту трагедию Владимир Владимирович, как нелегко ему было говорить об этом с участниками и гостями Юбилейного Архиерейского Собора. И я уверен, что Президент и Правительство России сделают все возможное, чтобы помочь родным и близким пережить боль утраты. 

Сегодня нам нужно найти силы, чтобы мужественно перенести потрясшее всех нас горе, чтобы не озлобиться в поиске виновных, делая скоропалительные выводы, а объединиться в достойном несении нашего общего креста. Трудно, конечно, трудно сегодня всем. 

Мы возносим горячие молитвы о тех, кто потерял отцов, мужей, сыновей и внуков, дабы Господь дал им силы, мужество и терпение перенести боль невосполнимой утраты. Все мы разделяем их страдания. Мы скорбим вместе с вами, дорогие мои. 

Низкий вам поклон от нашей Церкви и всего российского народа. Мужайтесь, крепитесь и простите. 
Москва, 22 августа 2000 г.
 

список личного состава

 ПОХОДНЫЙ ШТАБ

Капитан 1 ранга Багрянцев Владимир Тихонович - начальник штаба дивизии подводных лодок, 1958 г. р., ЧВВМУ, ВМА им. Н.Г. Кузнецова
Капитан 2 ранга Белогунь Виктор Михайлович - заместитель НЭМС, 1960 г.р., СВВМИУ 
Капитан 2 ранга Шепетнов Юрий Тихонович - флагманский ракетчик, 1964 г.р., ЧВВМУ 
Капитан 2 ранга Исаенко Василий Сергеевич - помощник НЭМС, 1961 г.р., СВВМИУ 
Капитан 3 ранга Байгарин Мурат Ихтиярович - врио флагманского минера, 1964 г.р., ВВМУПП 

ЭКИПАЖ

КОМАНДОВАНИЕ КОРАБЛЯ

Капитан 1 ранга Лячин Геннадий Петрович - командир АПЛ, 1955 г.р., ВВМУПП
Капитан 2 ранга Дудко Сергей Владимирович - старший помощник командира, 1969 г.р., ВВМУРЭ 
Капитан 2 ранга Шубин Александр Анатольевич - заместитель командира по воспитательной работе, 1959 г.р., СВВМИУ 
Капитан-лейтенант Репников Дмитрий Алексеевич - помощник командира, 1973 г.р., ВВМУПП 

БОЕВАЯ ЧАСТЬ-1

Капитан-лейтенант Сафонов Максим Анатольевич - командир БЧ-1, 1974 г.р., ВВМУПП
Старший лейтенант Тылик Сергей Николаевич - командир ЭНГ, 1975 г.р., ВВМУПП 
Старший лейтенант Бубнив Вадим Ярославович - инженер ЭНГ, 1977 г.р., С-Пб ВМИ 
Старший мичман Рузлев Александр Владимирович - старший боцман, 1976 г.р., п. Видяево 
Старший мичман Фесак Владимир Васильевич - техник ЭНГ, 1962 г.р., Донецкая обл., г. Шахтерск 
Мичман Козырев Константин Владимирович - техник ЭНГ, 1976 г.р., п. Видяево 
Мичман Полянский Андреи Николаевич - техник ЭНГ, 1974 г.р., г. Тихорецкий 

Старшина 2 статьи контрактной службы Леонов Дмитрий Анатольевич - командир отделения рулевых, 1979 г.р., Московская обл., г. Яхрома 

Матрос Миртов Дмитрий Сергеевич - рулевой сигнальщик, 1981 г.р., Республика Коми, г. Ухта 

БОЕВАЯ ЧАСТЬ -2

Капитан 3 ранга Силогава Андрей Борисович - командир БЧ-2, 1970 г.р., КВВМУ
Капитан-лейтенант Шевчук Алексей Владимирович - командир ГУ, 1974 г.р., ВВМУПП 
Старший лейтенант Панарин Андрей Владимирович - инженер ГУ, 1975 г.р., С-Пб ВМИ 
Капитан-лейтенант Гелетин Борис Владимирович - командир ГС, 1975 г.р., КВВМУ 
Старший лейтенант Узкий Сергей Васильевич - командир ГЦУ, 1977 г.р., С-Пб ВМИ 
Мичман Вишняков Максим Игоревич - техник ГЦУ, 1977 г.р., г. Кривой Рог 
Мичман Кеслинский Сергей Александрович - техник СГ, 1974 г.р., Костромская обл., п.Тареча 

Старшина 2 статьи контрактной службы Аненков Юрий Анатольевич - механик, 1979 г.р., Курская обл., д. Подазовка 

Матрос Котков Дмитрий Анатольевич - механик, 1981 г.р., Вологодская обл., д. Новинки 

Матрос Павлов Николай Владимирович - механик, 1980 г.р., Воронежская обл., с. Лесково 

БОЕВАЯ ЧАСТЬ-3

Старший лейтенант Иванов-Павлов Алексей Александрович - командир БЧ-3, 1977 г.р., С-Пб ВМИ
Старший мичман Ильдаров Абдулкадыр Мирзаевич - старшина команды торпедистов, 1960 г.р., Республика Дагестан, с. Хучни 
Матрос Нефедков Иван Николаевич - командир отделения торпедистов, 1980 г.р., Свердловская обл., с. Красная Гора 
Матрос Боржов Максим Николавич - торпедист, 1981 г.р., Владимирская обл., г. Муром 

БОЕВАЯ ЧАСТЬ-4

Капитан 3 ранга Рудаков Андрей Анатольевич - командир БЧ-4, 1968 г.р., ТОВВМУ
Капитан-лейтенант Фитерер Сергей Геннадьевич - командир ГКС, 1976 г.р., КВВМУ 
Капитан-лейтенант Насиковский Олег Иосифович - командир ГЗАС, 1971 г.р., КВВМУ 
Старший мичман Чернышев Сергей Серафимович - техник ГКС, 1968 г.р., г. Севастополь 
Старший мичман Калинин Сергей Алексеевич - техник ГЗАС, 1970 г.р., Киевская обл., с. Лиляки 
Старший мичман Свечкарев Владимир Владимирович -техник ГЗАС, 1973 г.р., г. Нижний Новгород 

БОЕВАЯ ЧАСТЬ-5

Капитан 2 ранга Саблин Юрий Борисович - командир БЧ-5, 1966 г.р., СВВМИУ
Капитан 3 ранга Мурачев Дмитрий Борисович - командир ДД, 1969 г.р., СВВМИУ 
Капитан-лейтенант Колесников Дмитрий Романович - командир ТГ ДД, 1973 г.р., ВВМИУ 
Капитан-лейтенант Васильев Андрей Евгеньевич - командир ГА ДД, 1972 г.р., ВВМИУ 
Старший лейтенант Митяев Алексей Владимирович - инженер ГА ДД, 1977 г.р., С-Пб ВМИИ 
Капитан-лейтенант Пшеничников Денис Станиславович - командир ГДУ-1, 1974 г.р., ВВМИУ 
Капитан-лейтенант Любушкин Сергей Николаевич - командир ГДУ-2, 1972 г.р., ВВМИУ 

Капитан-лейтенант Садиленко Сергей Владимирович - инженер ГДУ-1, 1975 г.р., ВВМИУ 

Старший лейтенант Бражкин Александр Владимирович - инженер ГДУ-2, 1977 г.р., ВВМИУ 

Капитан-лейтенант Аряпов Рашид Рамисович - командир ТГ ДД, 1971 г.р., ВВМИУ 

Капитан 3 ранга Щавинский Илья Вячеславович - командир ЭТД, 1969 г.р., ВВМИУ 

Капитан 3 ранга Белозеров Николай Анатольевич -командир ЭТГ, 1968 г.р., ВВМИУ 

Старший лейтенант Кузнецов Виталий Евгеньевич - инженер ЭТГ-1, 1976 г.р., ВВМИУ 

Старший лейтенант Рванин Максим Анатольевич - инженер ЭТГ-2, 1975 г.р., ВВМИУ 

Капитан 3 ранга Милютин Андрей Валентинович - командир ДЖ, 1972 г.р., ВВМИУ 

Капитан-лейтенант Солорев Виталий Михайлович - командир ГА ДЖ, 1974 г.р., ВВМИУ 

Капитан-лейтенант Кокурин Сергей Сергеевич - командир ТГ ДЖ, 1973 г.р., ВВМИУ 

Старший лейтенант Кириченко Денис Станиславович - инженер ДЖ, 1976 г.р., ВВМИУ 

Старший мичман Кузнецов Виктор Викторович - старшина команды турбинистов, 1972 г.р., г. Курск 

Старший мичман Козодеров Владимир Алексевич - техник турбинист, 1967 г.р., г. Липецк 

Мичман Ишмурадов Фанис Маликович - техник-турбинист, 1974 г.р., Республика Башкирия, д. Бахтигариево 

Старший мичман Борисов Андрей Михайлович - техник ГА ДД, 1970 г.р., Рязанская обл., с. Перкино 

Мичман Баланов Алексей Геннадьевич - старшина команды трюмных, 1978 г.р., Республика Чувашия, с. Анастасово 

Мичман Иванов Василий Эльмарович - старшина команды электриков, 1977 г.р., Республика Марий-Эл, д. Чуксолло 

Мичман Шаблатов Владимир Геннадьевич - техник-электрик, 1977 г.р., г. Йошкар-Ола 

Старший мичман Цымбал Иван Иванович - техник-электрик, 1970 г.р., Луганская обл., д. Макартетино 

Старший мичман Горбунов Евгений Юрьевич - техник-дизелист, 1964 г.р., Нижегородская обл., п. Заволжье 

Мичман Хивук Владимир Валерьевич - техник, 1974 г.р., Курская обл., с. Белица, ст. Сосновый Бор 

Мичман Байбарин Валерий Анатольевич - старшина команды трюмных, 1975 г.р., Челябинская обл., г. Копейск 

Мичман Бочков Михаил Александрович - техник трюмный, 1977 г.р., г. Севастополь 

Главный корабельный старшина контрактной службы Геслер Роберт Александрович - командир отделения турбинистов, 1978 г.р., Республика Башкирия, п. Западный 

Старшина 2 статьи контрактной службы Садовой Владимир Сергеевич - командир отделения турбинистов, 1979 г.р., Нижегородская обл., п. Юганец 

Матрос Кубиков Роман Владимирович - турбинист 1978 г. р. г. Курск 

Матрос Некрасов Алексей Николаевич - турбинист 1981 г.р., Курская обл., п. Тим 

Матрос Мартынов Роман Вячеславович - турбинист 1981 г.р., Республика Коми., г. Ухта 

Матрос Сидюхин Виктор Юрьевич - турбинист, 1980 г.р. Республика Коми., г. Ухта 

Матрос Борисов Юрий Александрович - турбинист 1981 г.р., Республика Коми., п.Благоево 

Матрос Налетов Илья Евгеньевич - турбинист, 1981 г.р., Вологодская обл., д. Ивачино 

Старшина 2 статьи контрактной службы Аникеев Роман Владимирович - спец. трюмный, 1978 г.р., п. Видяево 

Главный старшина контрактной службы Майнагашев Вячеслав Виссарионович - спец. трюмный, 1976 г.р., Республика Хакасия, п. Нижний Курлугаш 

Матрос Боркин Алексей Алексеевич - спец. трюмный 1981 г.р., г. Архангельск 

Главный старшина контрактной службы Неустроев Александр Валентинович - электрик, 1979 г.р., Томская обл. п. Лоскутово 

Старшина 1 статьи контрактной службы Зубайдулин Решид Рашидович - электрик, 1979 г.р., Челябинская обл п. Межозерный 

Матрос Дрюченко Андрей Николаевич - электрик 1979 г.р., г. Северодвинск 

Матрос Ларионов Алексей Александрович - трюмный 1981 г.р., Республика Коми, г. Емва 

Матрос Шульгин Алексей Владимирович - трюмный 1981 г.р., Архангельская обл., г. Котлас 

Матрос Тряничев Руслан Вячеславович - трюмный 1980 г.р., г. Череповец 

Матрос Староселыдев Дмитрий Вячеславович - трюмный 1980 г.р., г. Курск 

Матрос Халепо Александр Валерьевич - турбинист 1981 г.р., Республика Коми, с. Усть-Лыжа 

Матрос Логинов Игорь Васильевич - турбинист 1980 г.р., Республика Коми, п. Благоево 

Матрос Коломейцев Алексей Юрьевич - турбинист 1980 г.р., Республика Коми, г. Пыть-Ях 

БОЕВАЯ ЧАСТЬ-7

Капитан 3 ранга Садков Александр Евгеньевич - командир БЧ-7, 1967 г.р., ТОВВМУ
Капитан-лейтенант Логинов Сергей Николаевич - командир ГАГ, 1973 г.р., ТОВВМУ 
Старший лейтенант Коровяков Андрей Владимирович - инженер ГАГ-1,1976 г.р., ВВМУРЭ 
Старший лейтенант Коробков Алексей Владимирович - инженер ГАГ-2,1975 г.р., ВВМУРЭ 
Капитан-лейтенант Радионов Михаил Олегович - командир ВГ, 1973 г.р., ВВМУПП 
Старший лейтенант Ерахтин Сергей Николаевич - инженер ВГ, 1977 г.р., ВМИРЭ 
Старший лейтенант Гудков Александр Валентинович - командир ГРР, 1977 г.р., КВВМУ 

Старший мичман Федоричев Игорь Владимирович - старшина команды радиометристов, 1973 г.р., Тульская обл., г. Олчисин 

Мичман Таволжанский Павел Викторович - техник ГАГ, 1976 г.р., Белгородская обл., с. Клиненцы 

Мичман Парамоненко Виктор Александрович - техник ГАГ, 1973 г.р., г.Николаевск 

Мичман Зубов Алексей Викторович - техник ГАГ, 1974 г.р., Днепропетровская обл., г. Павлоград 

Мичман Белов Михаил Александрович - техник ГАГ, 1974 г.р., Нижегородская обл., г. Богородск 

Мичман Грязных Сергей Викторович - техник ВГ, 1978 г.р., г. Северодвинск 

Старший мичман Власов Сергей Борисович - техник ГР РР, 1957 г.р., п. Видяево 

МЕДСЛУЖБА

Капитан медицинской службы Станкевич Алексей Борисович - начальник медицинской службы, 1974 г.р., ВМА
Мичман Романюк Виталий Федорович - фельдшер, 1971 г.р., г.Севатополь 

ХИМСЛУЖБА

Капитан 3 ранга Безсокирный Вячеслав Алексеевич - напальник химслужбы, 1970 г.р., СВВМИУ
Мичман Троян Олег Васильевич - техник х/с, 1971 г.р., г. Баку 
Мичман Рычков Сергей Анатольевич - техник х/с, 1965 г.р., г. Ташкент 
Старший мичман Хафизов Наиль Хасанович - старший инструктор х/с, 1960 г.р., Республика Башкирия, с. Слак 

СЛУЖБА СНАБЖЕНИЯ

Старший мичман Кичкирук Василий Васильевич - старшина команды снабжения, 1967 г.р., Житомирская обл., с. Старый Майдан
Старший мичман Беляев Анатолий Николаевич - старший кок-инструктор, 1954 г.р., Рязанская обл., п. Пролетарский 
Главный корабельный старшина контрактной службы Янсапов Саловат Валерьевич - командир отделения коков, 1977 г.р., Республика Башкирия, г. Ишимбай 
Матрос Витченко Сергей Александрович - кок, 1980 г.р., Ленинградская обл., г. Кировск 
Матрос Евдокимов Олег Владимирович - кок, 1980 г.р., г. Курск 

СЕКРЕТНАЯ ЧАСТЬ

Мичман Самоваров Яков Валерьевич - начальник секретной части, 1977 г.р., Архангельская обл., п. Луповецкий
Старший мичман Ерасов Игорь Владимирович - СПС, 1965 г.р., г. Воронеж 

ПРИКОМАНДИРОВАННЫЕ

Старший лейтенант Борисов Арнольд Юрьевич – ведущий инженер ВП МО, 1976 г.р., ВВМУПП
Гаджиев Мамед Исмаилович - представитель завода «Дагдизель», 1958 г.р., Республика Дагестан, с. Хрюг 
 

версия гибели

С момента затопления подводной лодки прошло уже более 3-х месяцев. Но причины гибели атомохода для широкой общественности до сих пор остаются загадкой. Из сообщений СМИ известно, что: 

    Подводная лодка получила пробоину в носовой части прочного корпуса в 1-м и 2-м отсеках в районе 24-го шпангоута.
    Края пробоины загнуты внутрь, а разрушения очень обширны. 
    Подняты выдвижные устройства, в том числе и перископ. 
    Сейсмостанциями Норвегии и России зафиксированы 2 подводных взрыва с промежутком 2 минуты 15 секунд. 
    Прибывшие на место российские спасатели обнаружили 2 подводных объекта сопоставимых размеров, один из которых опознан как аварийная подлодка «К-141» «Курск». 
    Все отсеки подлодки затоплены, в обследованных имеются следы пожара. Оставшийся после взрыва личный состав в количестве 23 человек сгруппировался в концевом 9-м отсеке.
Ни одна из широко обсуждаемых версий гибели не выдерживает критики. Всего основных версий более десятка. Вот основные из них: 
    «Курск» получил попадание противокорабельной ракеты с атомного крейсера «Петр Великий» или другого корабля Северного флота, находившегося на месте проведения учений. Противокорабельная ракета не может поразить подлодку на глубине 11 метров. Если бы это была не противокорабельная ракета, а какое либо еще оружие, например, противолодочная ракета, глубинная бомба или торпеда, тогда флотскому командованию было бы сразу известно и место и время аварии и спасателям не пришлось бы искать подлодку до вечера 12 августа. Да и не практикуется в настоящее время в период учений стрельбы оружием с боезарядом, обычно он заменяется весовым эквивалентом.
    «Курск» погиб в результате взрыва собственной торпеды, которую он должен был отстрелить по плану учений, т. е. "нештатной ситуации на борту". Торпеда, которую планировалось выстрелить по плану учений, не имела боевого снаряжения, а взрыв двигательного узла этой торпеды проделать пробоину в прочном корпусе не может. Так как края пробоины загнуты внутрь, то однозначно ясно, что первопричина - наружное воздействие. Даже если и предположить, что выпущенная торпеда из-за неисправности системы наведения навелась на «Курск» (а такие случаи имели место, например, на рубке головного крейсера этого же  проекта «К-525» «Архангельске» до сих пор имеется отметина от собственной торпеды, которая тоже была в инертном снаряжении), то и тогда не понятно, откуда такие значительные повреждения. 
    «Курск»  подорвался на плавающей мине времен войны. Плавающая мина времен войны не может нанести такие повреждения в верхней части прочного корпуса. 
    «Курск»  протаранен надводным кораблем. Если бы это был надводный корабль Северного флота или другое судно, то с обширной пробоиной в подводной части оно далеко уйти и скрыться не смогло, если вообще осталось бы на плаву. В печати публиковались предположения, что надводное судно лишь коснулось легкого корпуса подлодки, повредив лишь цистерны главного балласта, заклинило рули на погружение и «Курск» врезался в скальный грунт, отчего и погиб. Но тогда откуда взялась пробоина в прочном корпусе, да еще в верхней его части? 
    «Курск»  протаранен подводной лодкой. Эта версия из обсуждаемых наиболее правдоподобна. Но маловероятно, чтобы американская или английская субмарина водоизмещением около 9000 тонн получила меньшие повреждения, нежели атомный подводный крейсер с более чем вдвое большим тоннажем. Тем более, что американские и аналогичные им по конструкции английские подлодки имеют прочность корпусных конструкций и запасы живучести значительно меньшие. Представьте себе например, что «Жигуленок» врезался в «КамАЗ», после чего «КамАЗ» остался лежать на обочине разбитым, а «Жигуленок» хоть и с трудом, но поехал дальше. Или еще пример. 11 февраля 1992 года при отработке задач боевой подготовки  в Баренцевом море на Кильдинском  плёсе столкнулись в подводном положении российская субмарина проекта 945 (в настоящее время именуемая  «Кострома») с ПЛА ВМС США SSN 689 «Baton Rouge». Наша подлодка получила повреждения ограждения рубки, перископа и обтекателя ГАК и своим ходом вернулась в базу. Повреждения вскоре были исправлены. «Baton Rouge» тоже, хоть и с трудом, но добрался до родных берегов, после чего ввиду серьезной трещины в прочном корпусе был выведен из состава ВМС, списан и вскоре разделан на металл. Так где же вторая субмарина?
Теперь попытаемся изложить другую версию, которая объясняет все или почти все.

    Как известно, в районе российских флотских учений 12 августа 2000 года находились иностранные подводные лодки. Это обычная практика и ни для кого это не является секретом. Российские подводники давно привыкли к присутствию непрошеных "вероятных партнеров" и при отработке своих задач не тратят на них время. Вот и на этот раз «Курск» выполнял строго определенные мероприятия по плану учений и даже если он обнаруживал иностранную ПЛА, то не стал бы тратить время и усилия на противолодочную операцию. Выполнив ракетную стрельбу и готовясь к торпедной стрельбе, «Курск» маневрировал на небольшой глубине. Рядом находилась иностранная ПЛА, которая была наведена в район «Курска» базовой патрульной авиацией НАТО и разведывательными кораблями Норвегии «Marjata» или «Sverdrup-2», которые почти постоянно находятся в нейтральных водах вблизи районов боевой подготовки Северного флота. Иностранная ПЛА не имела постоянного гидроакустического контакта с «Курском» и поэтому случайно оказалась в секторе стрельбы на небольшой дистанции. В это время производится торпедная стрельба. Представьте себе командира иностранной ПЛА, которому акустик внезапно докладывает о выстреле и приближении торпеды. Что он должен предпринять в этот момент? Иностранная подлодка находится на боевом патрулировании в немедленной готовности начать боевые действия, на ее борту ядерное оружие, а на раздумье всего несколько секунд,  и никто не знает, что приближающаяся торпеда без боезаряда! Еще немаловажный момент: американскому командиру разрешается применять оружие на свое усмотрение. В этот момент иностранка включает в активный режим на излучение свою гидроакустическую станцию, ведь оставаться скрытной вроде уже нет смысла, точно измеряет дистанцию до торпеды и «Курска» и на основе имеемой информации командир, а может, вахтенный офицер, находившийся в этот момент в центральном посту, считает учебную стрельбу «Курска» боевой и приказывает ответить из дежурных торпедных аппаратов уже боевыми телеуправляемыми торпедами «MK-48» по пеленгу идущей торпеды, надеясь ее уничтожить.  Безрезультатно. «MK-48» продолжают движение уже к «Курску». Командир «Курска» обнаруживает их и не имея возможности из-за минимальной дистанции уклониться или выставить приборы гидроакустического противодействия разворачивает крейсер, чтобы встретить торпеды в лоб, полагая, что этим уменьшится воздействие взрыва. Вот почему руль «Курска» переложен право на борт. Это было видно в одном из кадров репортажа о работе водолазов на кормовом аварийно-спасательном люке. Но торпеды идут выше корпуса и взрываются над носовой частью «Курска» в районе стыка 1-го и 2-го отсеков. Первая торпеда проделывает пробоину в легком корпусе, а вторая уже в прочном. Оба носовых отсека погибают мгновенно. Никто даже не успел продуть цистерны главного балласта ни дистанционно, ни вручную. Пульт управления ГЭУ и сама энергоустановка еще не повреждены. Из информации иностранных СМИ известно, что одной из американских подлодок записаны и взрывы и шумы до и после взрыва. Они утверждают, что первый взрыв был двойным! Это взрывы двух торпед с небольшим интервалом. После этого были слышны резко усилившиеся шумы винтов «Курска». Логично предположить, что оставшиеся в живых офицеры на пульте управления ГЭУ самостоятельно предприняли попытку выполнить противоаварийный маневр дав реверс обоим турбинам на весь запас по пару. Но увы. Лодка приобрела отрицательную плавучесть порядка 4000 тонн и со стометровой высоты ринулась в грунт. Через 2 минуты с небольшим происходит удар корпуса о скалистый грунт. В этот момент, возможно, и произошел взрыв боезапаса в первом отсеке. Версия о том, что «Курск» был повторно торпедирован несколькими торпедами через 2 минуты после первых несостоятельна, поскольку уже не возможно их навести в носовую часть, в лучшем случае в корму на шумящие винты, а там эти повреждения обязательно были бы замечены норвежскими водолазами. В итоге взрывов и удара о грунт «Курск» получил повреждения всех аварийно-спасательных устройств. Спасти оставшийся экипаж уже было невозможно, ведь судоподъемных средств, способных с такой глубины быстро поднять такую субмарину целиком не существует. Поэтому истерические вопли по поводу "предательства адмиралов, мешающих спасению людей", "промедление с просьбами о помощи с Запада" и т. п. - не более чем бред истериков типа Валерии Новодворской (см. МК № 47(171)  за 15 - 22 ноября 2000 года стр. 11), на который трезвомыслящим людям не стоит обращать внимание. Оставшиеся отсеки через некоторое время, ориентировочно трое суток, тоже заполнились водой под давлением в 10 атмосфер фильтрующейся через неплотности переборочной арматуры, образовавшиеся после сотрясений корпуса. В 9-м отсеке противодавление из запасов сжатого воздуха не создавалось, иначе бы он не был затоплен под самый подволок. Это значит, что оставшиеся подводники кроме герметизации переборки не боролись с прибывающей водой, так как погибли очень скоро, отравившись угарным газом, ведь запаса дыхательной смеси в одном аппарате ИДА-59М хватит не более, чем на 5 часов дыхания при условии нормального давления в отсеке. Утверждения, что кормовые отсеки затоплены из-за разрушений в месте выхода линий валов, которые сместились по инерции в момент удара, тоже не логичны. В 9-м отсеке имеются упорные подшипники, которые воспринимают на себя перемещение и упор от вращающегося винта через линию вала. Усилия, с которым  линия вала давит на полном ходу подводной лодки много больше тех усилий, которые создались в момент удара  лодки о грунт. Поэтому линии валов не могли сместиться и что-либо разрушить. 27 января 1961 года в Баренцевом море неподалеку от места гибели «Курска» затонула советская дизельная лодка «С-80» со всем экипажем из-за поступления воды внутрь прочного корпуса через не закрывшийся клапан шахты РДП. Тогда после удара о грунт остались незатопленными первый, шестой и седьмой отсеки, которые из-за фильтрации воды через неплотности переборок все же заполнились. Седьмой - к исходу суток, а первый - много позже. 14 подводников, собравшиеся в 7-м отсеке погибли при попытке выйти через кормовой аварийно-спасательный люк методом затопления отсека, а личный состав 1-го отсека в количестве 5-ти человек погиб по причине израсходования запасов воздуха в объеме отсека и аппаратах ИДА-59. Теперь вспомним о втором объекте, лежащем рядом с «Курском» и о буе, который видели с борта «Петра Великого». Остается предположить, что иностранная подлодка тоже получила повреждения и лежала на грунте некоторое время, пока с ними не справилась. Но причина повреждений не столкновение, а та самая практическая торпеда, которая была выпущена «Курском». Стальная сигара массой почти в 2 тонны, идущая со скоростью курьерского поезда вполне способна пробить прочный корпус американской лодки. Мы знаем, что вскоре после этих событий американская подлодка «Memphis» типа «Los-Angeles» зашла "в плановом порядке" в норвежский порт Хаукосверн и также "планово" встала в док. Но согласно системы цикличного использования американских подводных лодок субмарина становится планово в док только после возвращения с боевой службы и только после смены экипажа, который отправляется на отдых. А второй экипаж готовит лодку к очередному циклу. Так зачем торопиться с доком, так тем более в ближайшем норвежском порту? Естественно, больших повреждений у «Memphis» не было. Как то в печати прошло сообщение, что аварийно-спасательного буя на штатном месте у нее тоже не было. Но не исключен еще такой вариант, что «Memphis» выполняет лишь демонстративные действия, отвлекая внимание от настоящего виновника - тоже американской ПЛА «Toledo», которая скрывается от посторонних глаз в каком-либо укрытии. 
 
Вот как бывает. Учебная торпеда пробила легкий корпус атомной субмарины «К-178» проекта 658М и застряла в нем. КТОФ, фото 80-х годов, предоставил В. Мышеловский. 
И еще несколько вопросов, которые мы оставим без ответа.  

    О чем беседовали президенты США и России по телефону сразу после трагедии?
    Чем объяснить срочный приезд после этого директора ЦРУ в Москву? 
    Почему не принята отставка Министра обороны, Главкома ВМФ и Командующего СФ? 
    Почему подписан приказ о награждении подводников до окончания расследования? 
    Откуда взялись "внебюджетные" деньги на помощь родственникам, срочной организации малоэффективной операции по подъему тел погибших, операции по подъему корпуса и на обновление спасательных сил? 
    Почему было обещано 8 ноября, т. е. после получения предварительных итогов голосования по выбору президента США, однозначно назвать причину аварии?
     Но не будем уподобляться журналистам, принявшихся обвинять командование ВМФ во всех мыслимых и не мыслимых грехах. Оставим это на их совести. Это их хлеб. Но не дай Бог оказаться кому-нибудь на месте Командующего Северным флотом. По телевизору показывали записанное 11 августа интервью с ним, т. е. за сутки до трагедии, а потом 16 августа показали прямой репортаж с места проведения спасательной операции. За эти пять дней адмирал Вячеслав Алексеевич Попов постарел лет на десять. Он боялся не за свой престиж и адмиральское кресло. Он подал рапорт об отставке. Да, командованию известно об аварии больше, чем нам. Почитайте внимательно интервью с Поповым в «Комсомольской правде». Ни слова неправды. Да, многие вопросы  журналиста он оставил без комментария. Да, первое время он в даваемых интервью излагал свои предположения на основании имеемой на тот момент информации об обстановке на борту затонувшего корабля до последнего момента веря в возможность спасения хоть кого-нибудь. Но причем тут ложь и сокрытие правды? Конечно, погибших не вернуть, боль утраты несоизмерима ни с чем. Но неужели кто-то считает, что удовлетворением любопытства обывателей, преданием гласности всех известных подробностей катастрофы можно было что-то изменить? Командующий не только отдает приказания, он еще несет полную ответственность за последствия своих распоряжений, за свои действия или бездействия. И прежде всего он в ответе перед самим собой, перед своей совестью. Придет время и все будет известно.  Вы не доверяете командующему? Но тогда у нас есть президент. Он хорошо осведомлен обо всем.  Он не принял отставки, не стал ни с кого срывать погоны. Вы не доверяете президенту? Тогда почему он всенародно избран? И вообще, неужели от того, найдем мы или нет самого главного виновного всем станет легче? 

16 ноября 2000 года


    Версия случившегося, размещенная выше, была написана по истечению нескольких месяцев с момента трагедии. С тех пор в открытой печати появилось много новой информации как из официальных, так и неофициальных источников. Мы, проанализировав ее, пришли к мнению, что самой вероятной причиной гибели «Курска» явился взрыв боезапаса в результате подводного столкновения с иностранной подводной лодкой. Вероятнее всего обстоятельства были следующие. 
В районе боевой подготовки вблизи ПЛА «Курск» находилась иностранная подводная лодка, наведенная в район учений силами разведки НАТО (в том числе разведывательным судном ВМС Норвегии «Marjata»). По причине сложной гидрологии Баренцева моря, особенно в мелководных районах, иностранная ПЛА не имела уверенного гидроакустического контакта с «Курском» и поэтому допустила опасное сближение. Также можно предположить, что «Курск» обнаружил иностранную ПЛА и совершал маневр всплытия для передачи радиодонесения и оказался в приповерхностном слое моря со сложной гидрологией. Так или иначе, произошло столкновение подводных лодок. «Курску» удар пришелся в носовую оконечность левого борта в районе торпедного аппарата № 4, где находился боеприпас. Носовая крышка торпедного аппарата и торпеда были смяты. Вероятно, от механического воздействия сработали компоненты двигателя. В торпедном аппарате в доли секунды создалось  огромное давление горящих пороховых газов. Передняя крышка, в случае превышения давления внутри торпедного аппарата над забортным более 1 килограмма на квадратный сантиметр, рассчитана на самопроизвольное открытие наружу для стравливания создавшегося давления. Но так как передняя крышка была повреждена, не выдержала задняя крышка и была выбита газами в отсек. В течении считанных секунд в первом отсеке возник объемный пожар, против которого все имеющиеся средства неэффективны. Личный состав отсека мгновенно погиб, не успев доложить в центральный пост об аварии. Но вода в отсек еще не поступала. Командир после выяснения обстановки приказал всплывать. В момент всплытия  в результате пожара произошел взрыв одной из торпеды и детонация другого боезапаса. Из-за гибели или контузии личного состава центрального поста подлодка не завершила маневр всплытия, не был выполнен и противоаварийный маневр. Прочный корпус потерял герметичность, лодка получила большую отрицательную плавучесть. Возможно, личным составом электромеханической боевой части была предпринята попытка реверса, не принесшая успеха. Подводная лодка легла на грунт. Из за тяжелых повреждений трюмной арматуры и переборок прочного корпуса произошло затопление всех отсеков. Оставшийся личный состав кормовых отсеков не смог воспользоваться аварийно-спасательным люком девятого отсека из-за его повреждения. 
 Иностранная подводная лодка также получила повреждения обтекателя гидроакустической антенны вне пределов прочного корпуса. Возможно, она была повреждена гидравлическим ударом при детонации боезапаса «Курска». Не исключается ее нахождение на грунте вблизи места столкновения некоторое время, что дало повод командующему СФ заявить об обнаружении двух подводных объектов в районе аварии. Позже подводная лодка, устранив некоторые повреждения, самостоятельно вернулась в базу или зашла в ближайший иностранный порт, в котором возможно было производство аварийного ремонта.  На переходе она была обнаружена противолодочной авиацией СФ, идущей со скоростью около пяти узлов неизменным курсом и не уклоняющейся от обнаружения. В интернете появилась фотография космической съемки, на которой возле берега виден корпус американской ПЛА типа «Los Angeles» с повреждениями в носовой части по правому борту. Утверждается, что эта та самая подлодка, которая через некоторое время после трагедии в Баренцевом море зашла в норвежский порт Берген. 
 В российских СМИ было опубликовано большое количество различного рода материалов с явными нападками в адрес военных моряков и командования флота, обвиняющих их во лжи. Все они носят выраженный эмоциональный характер и, как правило, основываются на голословных утверждениях или ссылаются на другие источники из СМИ. Мы внимательно ознакомились с официальными заявлениями российских моряков, в том числе с рядом интервью данных командующим СФ Вячеславом Поповым и командующим ВМФ Владимиром Куроедовым. За небольшим исключением, в них не нашли каких-либо оснований для обвинений в лживости информации. Можно только констатировать, что для СМИ не разглашается весь объем сведений, связанный с данным вопросом. Но это не является преступлением и даже, на наш взгляд не должно подвергаться осуждению, поскольку это - вопрос политический и прерогатива в предоставлении информации о нем находится в ведении первых лиц в государстве (президент, премьер-министр, председатель Совета безопасности), а не командующего флотом или ГК ВМФ, и уж тем более не у рядовых офицеров. Лишь исключением являются сообщения пресс центра ВМФ в первые часы трагедии в которых заявлялось, что с экипажем лежащей на грунте подлодки установлена связь, ему подается воздух, горячий кофе и топливо. Очевидно, что в данном случае сработал эффект "испорченного телефона", поскольку любой мало-мальски грамотный моряк знает, что топливо для атомных подлодок может загружаться только в условиях специальных баз перегрузки. По всей видимости, за факт "установления связи с экипажем" принято сообщение о стуках в корпусе второго объекта. Данная информация не является целенаправленной ложью, поскольку очевидность ее неверности выяснилась уже на следующие сутки. Многие же журналисты и другие представители СМИ в погоне за сенсационными материалами, забыв о своей журналистской этике, основываясь главным образом на своих дилетантских умозаключениях и нелепых вымыслах, а не на  известных фактах или мнениях информированных экспертов, по сути, обливают военно-морской флот грязью. В подтверждение этих слов на странице «столб позора» (www.submarines.narod.ru/s_p.html) можно ознакомиться с  подробным разбором статьи "независимого обозревателя" Дмитрия Черкесова из С-Петербургского Агенства федеральных исследований - «Курск - полгода лжи». 
25 сентября 2001 года
 
фотоархив белые пятна справочник спецрепортаж юмор столб позора ссылки гостевая почта
 
photoarchive unknownhistories directory photo the reporting humour pole of a shame links the guest book feedback
Сайт управляется системой uCoz