тип «П» IV серии
«Правда»


состав серии


 

Завод

Заводской
номер

Номер

Наименование

Дата
закладки

Примечание

1

БЗ 218 П-1 Правда 21.05.31  

2

БЗ 219 П-2, Б-31 Звезда 19.12.31
 
 

3

БЗ 220 П-3, Б-1 Искра 19.12.31  

история проектирования



Проект эскадренной подводной лодки для совместных действий с надводными кораблями разработал в середине 1930 года Асафов А.Н., работавший как репрессированный сотрудник «Остехбюро» ОГПУ в гор. Ленинграде. Разработанный эскизный проект 11 октября 1930 года был рассмотрен и одобрен Начальником Морских Сил Орловым В.М., а 23 ноября 1930 года – утвержден Реввоенсоветом СССР.

Перед этими эскадренной подводной лодкой ставились следующие задачи:
- участие в эскадренном бою путем атаки противника в период развертывания совместно с авангардными силами и при уходе противника после боя;
- атака двигающегося в море десанта противника, действуя группой лодок или совместно с легкими силами.

По водоизмещению эта подводная лодка предполагалась близкой к водоизмещению пл типа «Декабрист» I серии и обладала очень большим запасом плавучести, порядка 80 - 90%. По замыслу автора проекта, большой запас плавучести давал возможность значительно уменьшить осадку, что должно было улучшить мореходные качества лодки, необходимые при ее действиях в составе эскадры надводных кораблей. Для обеспечения высокой надводной скорости кораблю были приданы обводы миноносца, а для высокой мореходности – высокий надводный борт.

От ранее спроектированных, подводные лодки IV серии отличались еще и рядом других особенностей. Лодка имела двухкорпусную конструкцию. Впервые на отечественных подводных лодках прочный корпус имел наружные шпангоуты и был разделен на семь отсеков. Главный балласт размещался в 10 междубортных и 2 концевых цистернах. Кингстоны цистерн главного балласта имели в общей сложности 68 захлопок с суммарной площадью около 11 кв. метров и приводились в действие дистанционным электрическим приводом с гибкими элементами в виде пружинных муфт. Многочисленные приводы, расположенные вместе с их электромоторами в трюмах в малодоступных местах были весьма сложными и, как показал впоследствии опыт их эксплуатации, малонадежными. Поэтому в дальнейшем на отечественных подводных лодках такая конструкция приводов кингстонов больше не применялась. Клапаны вентиляции цистерн главного балласта имели дистанционные пневматические приводы, аналогичные приводам на подводных лодках II и III серий. В отличие от подводных лодок первых трех серий, цистерна быстрого погружения не предусматривалась.

Еще одной особенностью проекта были главные двигатели Дизеля типа М10V49/48 мощностью 2700 л.с. при 465 об/мин, впервые применявшиеся на отечественных подводных лодках. Дизеля поставлялись германской фирмой МАN из Аугсбурга и отличались относительно малым для того времени удельным весом – около 13 кгс/л.с. – значительно меньшим, чем дизеля подводных лодок первых серий. Аккумуляторная батарея состояла из двух групп, по 112 элементов типа «ЭК» в каждой, расположенных в двух аккумуляторных ямах. Мощность главных электромоторов составляла 2х550 л.с. Полный запас топлива – 89 тонн. В качестве водоотливных средств служили: одна помпа «Рато» и два поршневых трюмных насоса, аналогичные применявшимся на предыдущих сериях. Для продувания цистерн главного балласта низким давлением были предусмотрены два турбо-компрессора фирмы «Броун-Бовери», производительностью 60 куб.м./мин каждый. Турбокомпрессоры такой производительности в дальнейшем на отечественных подводных лодках не применялись. В остальном оборудование подводных лодок IV серии мало отличалось от подводных лодок II серии.

Проект предусматривал вооружение подлодки шестью торпедными аппаратами с десятью торпедами, двумя 130-мм орудиями в башнях и 37-мм зенитным орудием. Она должна была развивать скорость до 24 узлов в надводном положении и иметь дальность плавания ходом 11 узлов 9650 миль над водой и 23 мили под водой.
 


строительство и модернизация серии



Из-за неясности в вопросе размещения заказа на главные дизели и отсутствия основных данных по ним, разработка общего проекта задержалась. Но, не дожидаясь его, в середине января 1931 года приступили к изготовлению рабочих чертежей, а 21 мая уже заложили головной корабль, и 19 декабря еще два корпуса. Такая поспешность при столь необычных требованиях к подводной лодке, наличие множества сомнительных конструктивных решений и во многом поверхностная их проработка, естественно, привели к разногласиям между автором проекта и курирующими работу организациями. Прежде всего, это касалось глубины погружения, а также маневренных качеств в подводном положении.

В связи с серьезными техническими проблемами постройка подводных лодок IV серии была временно приостановлена. Завершение общего проекта затянулось до сентября 1932 года. Общий проект был утвержден Реввоенсоветом СССР лишь 7 октября 1932 года с изменением ряда тактико-технических элементов; при этом предельная глубина погружения была установлена в 75 метров с запасом прочности 1,5. Наибольшая надводная скорость оставалась 23 узла, водоизмещение увеличивалось до 931 куб.м. 19 октября 1932 года вышло постановление Комитета обороны СССР о продолжении постройки одной подводной лодки IV серии, как экспериментальной и о консервации двух других подводных лодок, ранее начатых постройкой.

В связи с недостаточной общей прочностью прочного корпуса, увеличением глубины погружения и необходимостью увеличения плавучего объема корпуса, проект требовал кардинальной переработки, при этом значительной переделке должны были быть подвергнуты основные корпусные конструкции, по которым уже имелся весьма значительный задел. Общая готовность головной подводной лодки составляла к тому времени 25%, а остальных двух лодок – 20 и 10% соответственно. При переделке проекта для увеличения запаса прочности были поставлены промежуточные шпангоуты. Поскольку спор о глубине погружения никак не разрешался, то было принято решение об опытном испытании корпуса на погружение, для чего 12 сентября 1935 года головную лодку без экипажа опустили на глубину 72,5 м на гинях спасательного судна-катамарана «Коммуна». Большую глубину погружения она обеспечить не могла, но и это превзошло все ожидания, оставив всех довольными. Рассмотрев материалы результатов испытаний, Начальник Морских Сил утвердил для подводных лодок типа «Правда» предельную глубину погружения 70 метров, а рабочую – 50 метров. После согласования последних спорных вопросов возобновили постройку и двух законсервированных корпусов.

Конструктивные переделки, несоблюдение весовой дисциплины в ходе постройки привели к явной перегрузке подводной лодки. Это заставило отказаться от вспомогательного дизель-генератора и 130-мм башенной артиллерии. Для безопасного выхода торпед из носовых аппаратов пришлось укоротить нос на 2,3 метра так, чтобы длина волнорезов верхних торпедных аппаратов была не более 3,2 метров, в результате чего общая длина лодки уменьшилась с 90 до 87,7 метров.

Уже в ходе испытаний выявились и другие недостатки: лодка почти не управлялась по глубине при скорости хода менее 4 узлов, при волнении моря более 5 баллов из-за качки и оголения винтов она практически теряла боеспособность в надводном положении.

Позже, в ходе службы серии, у лодок была модернизирована надстройка и ограждение рубки.

Учитывая значительные недостатки, после передачи флоту все 3 подводные лодки IV серии не рассматривались как боевые и использовались в качестве учебных.
 


тактико-технические данные


 

проектные характеристики

 

водоизмещение

  надводное: 955 тонн
  подводное: 1690 тонн
 

скорость хода

  в надводном положении наибольшая: 23 узла
  в подводном положении наибольшая: 8,3 узла
 

дальность плавания

  в надводном положении ходом 11 узл.
с усиленным запасом топлива:
9650 миль
  в подводном положении наибольшим ходом: 23 миль
 

глубина погружения

  предельная: 75 метров
 

кораблестроительные элементы

  длина наибольшая: 90 метров
 

вооружение

  533-мм носовые торпедные аппараты: 4
  533-мм кормовые торпедные аппараты: 2
  общее количество торпед: 10
  130-мм АУ в башнях: 2
  37-мм АУ: 1
 

обитаемость

  автономность по запасам: 28 суток
  экипаж: 53 - 56 человек
 

энергоустановка

  двигатель Дизеля MAN М10V49/48: 2 х 2700 л.с.
  главный электродвигатель: 2 х 550 л.с.
  аккумуляторная батарея по 112 элементов в группе: 2 группы

 

изменившиеся характеристики после постройки и испытаний

 

скорость хода

  в надводном положении наибольшая: 20,2 узла
 

дальность плавания

  в надводном положении ходом 10,9 узл.
с усиленным запасом топлива:
5535 миль        
  в надводном положении ходом 10,9 узл.: 1650 миль
  в подводном положении наибольшим ходом 8,3 узл.: 8,6 миль
  в подводном положении ходом 4,1 узл.: 96 миль
  в надводном положении ходом 2,5 узл.: 105 миль
 

глубина погружения

  предельная: 75 метров
 

кораблестроительные элементы

  длина наибольшая: 87,7 метров
 

вооружение

  100-мм АУ типа Б-24: 2
  45-мм полуавтоматическое орудие 21-К: 1

источники:

 

Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
Буров В.Н. «История отечественного кораблестроения», изд. Судостроение, СПб, 1995 г.
Голосовский П.З. «Проектирование и строительство подводных лодок», очерки по истории ЛПМБ «Рубин», т. 2, Ленинград, 1979 г.;
Гусев А.Н. «Советские подводные лодки 1922-1945 гг.» ч. 1, изд. «Галея Принт», СПб, 2004 г.;
Кулагин К.Л., Морозов М.Э. «Подводные лодки типа «Щ» III, V, V-бис и V-бис-2 серии», серия «Морская коллекция», приложение к журналу «Моделист-Конструктор» № 2-2002, Москва, 2002 г.;
Тарас А.Е. «Подводные лодки Второй мировой войны», изд. «Харвест», Минск, 2004 г.;
Платонов А.В. «Советские боевые корабли 1941-1945 гг.» ч.3, изд. «Цитадель», СПб, 1998 г.;

Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: atropus2000@mail.ru


главная | справочник | гостевая | почта
main | directory | the guest book | feedback


© 2005 Составитель Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2005 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev.  All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.

Сайт управляется системой uCoz